Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»
Ребятам о зверятах
Автор: Гринёва Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Лебедева Ирина Александровна   
05.12.2024 19:09

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»

Цель: создать условия для речевого развития дошкольников в процессе составления рассказа-описания о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить знания детей о птицах, понятие «зимующие»
  • обогатить и актуализировать словарь по теме
  • продолжать учить осмысленно использовать в речи прилагательные
  • совершенствовать умение отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать учить составлять связный рассказ по мнемотаблице
  • развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание
  • развивать мелкую моторику, речевое дыхание

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц (синица, снегирь, голубь, сорока, воробей), картинка с изображением кормушки, аудиозапись с голосами птиц, мнемотаблица для составления рассказа-описания, мяч.

Ход занятия

I. Вводно — организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о каких представителях живой природы мы с вами говорили на этой неделе. А для этого угадайте мою загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица)

II. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель: Молодцы, давайте отгадаем еще несколько загадок о птицах. (После того, как дети отгадывают загадку, на мольберт вывешивается картинка с изображением птицы, затем дети прослушивают голос птицы и говорят, какой звук она издает).

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая … (Сорока)

Воспитатель: Правильно ребята, вы угадали, это сорока. Какой звук издает сорока. (Ответы детей: Сорока трещит, сорока тараторит).

Отгадайте следующую загадку.

Угадайте, что за птица скачет по дорожке

Кошек точно не боится, собирает крошки.

А потом на ветку прыг,

И чирикает «Чирик!» (Воробей)

Воспитатель: послушайте, какой звук издает воробей (демонстрируется аудиозапись голоса воробья). Какой звук издает воробей? (Ответы детей: воробей чирикает.)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель: Правильно, это снегирь. Послушайте, какой звук издает снегирь (демонстрируется аудиозапись голоса снегиря). Часто про снегиря говорят, что он щебечет или щелкает.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: Это синица. Послушайте, какой звук издает синица (демонстрируется аудиозапись голоса синицы). Какой звук издает синица? Почему так говорят? (Синица тинькает, так говорят потому что ее голос напоминает звон колокольчика «тинь-тинь»).

Эти птички с хохолком

И красивые при том,

На рябину прилетели.

Птички эти … (Свиристели)

Воспитатель: Послушайте, как поет свиристель (демонстрируется аудиозапись голоса свиристели). Эта птичка редко прилетает к кормушке, но как и снегирь очень любит рябину, зимой она питается в основном оставшимися на рябине ягодами.

Сизый — дикий, каждый знает.

И почтовым он бывает!

Очень нежный, очень смелый

Символ мира – это белый. (Голубь)

Воспитатель: Голубя мы все знаем очень хорошо, часто его встречаем в парках, скверах. О голубе говорят, что он воркует (демонстрируется аудиозапись голоса голубя).

Кар-кар-кар! — кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

Воспитатель: Какой звук издает ворона? (Ответы детей) (демонстрируется аудиозапись голоса сороки). Ворона живет рядом с человеком, мы можем встретить ее почти в каждом дворе. Как назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие птицы). Почему их так называют? (Ответы детей).

III. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла девочка Маша, которая любит наблюдать за кормушкой, потому что это очень интересно и познавательно. Маша знает всех зимующих птиц, умеет отличать их по внешнему виду и по голосу, знает, чем они питаются. Она предлагает нам угадать, какие птицы прилетели сегодня к ее кормушке.

Воспитатель: Но прежде, чем выполнить это задание, я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра с мячом «Скажи одним словом».

У снегиря красная грудка, значит он красногрудый,

У синички желтая грудка, значит она желтогрудая,

У вороны черные глаза, значит она черноглазая,

У сороки длинный хвост, значит она длиннохвостый,

У воробья пестрые крылья, значит он пестрокрылый,

У сороки белые бока, значит она белобокая,

У голубя сизые крылья, значит он сизокрылый,

У вороны черные крылья, значит она чернокрылая.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Есть птицы маленькие, а есть … (большие).

У одних птиц перья темные, а у других … (светлые).

У одних птиц клюв тупой, а у других… (острый).

У одних птиц ноги длинные, а у других… (короткие).

У некоторых птиц клюв толстый, а у других … (тонкий).

Птицы бывают сытые, а наоборот … (голодные).

Бывают птицы тяжелые, а бывают … (легкие).

Одни птицы спят ночью, а другие … (днем).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Логопед: Молодцы. Дети, сейчас один из вас будет рассказывать о птице, которая прилетела к Машиной кормушке, не называя ее. Остальные дети попробуют догадаться, о какой птице идет речь.

Логопед: Эта таблица поможет вам составить рассказ. Сначала надо сказать, кто это: птица или животное. Какая это птица: перелётная или зимующая. Какая она по величине: крупная, среднего размера, мелкая. Рассказать, какого цвета (крылья, голова, грудка и т.д.). Чем питается и как подаёт голос. Используйте слова из упражнений.

Например: Это птица, она зимующая. Эта птица мелкая, красногрудая, у нее маленькая черная голова, короткие лапки, серая спинка, крылья и хвост черные, толстый широкий клюв. Зимой он питается рябиной. Он свистит.

Первый ребенок берет карточку с птицей, которая прилетела на кормушку, закрепляет ее перед собой рядом с планом. И рассказывает: Это птица, она зимующая. Она маленькая и шустрая. У нее маленькая черная голова, белые щечки, желтое брюшко, длинный черный хвост, короткие лапки, толстый короткий клюв. Она очень любит сало. Эта птица тинькает.

Логопед: Ребята, вы догадались, о какой птице идет речь? (Ответы детей).

Изображение синицы закрепляется на кормушке.

Аналогично дети составляют рассказ о голубе, воробье, вороне и сороке.

Логопед: Молодцы, дети, вы отлично справились с заданием, угадали всех птиц, которые прилетели к кормушке Маши. Спасибо вам большое ребята, а сейчас давайте поиграем с Машей в ее любимую игру.

Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы»

Логопед: Когда я называю зимующих птиц, вы приседаете, а когда перелётных – «летаете». Будьте внимательны. (Сорока, соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, ласточка, синица, кукушка, журавль, голубь, клёст, снегирь, трясогузка и др.)

IV. Заключительный этап.

Логопед: Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня говорили? Кому помогли? Как нам это удалось? Чему мы с вами научились?

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии больше всего? Что для вас показалось сложным? Чей рассказ-описание вам понравился больше всего? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Маша мне сейчас сказала, что ей очень понравились все ваши рассказы, и она хочет подарить вам интересные картинки, на которых нужно найти и обвести только птиц. Это задание вы можете выполнить после занятия в группе или дома.

Гринева Ольга Владимировна

учитель – логопед,

Серий Ирина Сергеевна

учитель-логопед,

Лебедева Ирина Александровна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №102»,

г. Рязань, Рязанская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год