Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы» |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Гринёва Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Лебедева Ирина Александровна | |||
05.12.2024 19:09 | |||
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы» Цель: создать условия для речевого развития дошкольников в процессе составления рассказа-описания о зимующих птицах. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование: Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц (синица, снегирь, голубь, сорока, воробей), картинка с изображением кормушки, аудиозапись с голосами птиц, мнемотаблица для составления рассказа-описания, мяч. Ход занятия I. Вводно — организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о каких представителях живой природы мы с вами говорили на этой неделе. А для этого угадайте мою загадку. Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв И два крыла... Прилетит — плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это... (птица) II. Мотивационно-побудительный этап. Воспитатель: Молодцы, давайте отгадаем еще несколько загадок о птицах. (После того, как дети отгадывают загадку, на мольберт вывешивается картинка с изображением птицы, затем дети прослушивают голос птицы и говорят, какой звук она издает). Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая … (Сорока) Воспитатель: Правильно ребята, вы угадали, это сорока. Какой звук издает сорока. (Ответы детей: Сорока трещит, сорока тараторит). Отгадайте следующую загадку. Угадайте, что за птица скачет по дорожке Кошек точно не боится, собирает крошки. А потом на ветку прыг, И чирикает «Чирик!» (Воробей) Воспитатель: послушайте, какой звук издает воробей (демонстрируется аудиозапись голоса воробья). Какой звук издает воробей? (Ответы детей: воробей чирикает.) Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Воспитатель: Правильно, это снегирь. Послушайте, какой звук издает снегирь (демонстрируется аудиозапись голоса снегиря). Часто про снегиря говорят, что он щебечет или щелкает. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Воспитатель: Это синица. Послушайте, какой звук издает синица (демонстрируется аудиозапись голоса синицы). Какой звук издает синица? Почему так говорят? (Синица тинькает, так говорят потому что ее голос напоминает звон колокольчика «тинь-тинь»). Эти птички с хохолком И красивые при том, На рябину прилетели. Птички эти … (Свиристели) Воспитатель: Послушайте, как поет свиристель (демонстрируется аудиозапись голоса свиристели). Эта птичка редко прилетает к кормушке, но как и снегирь очень любит рябину, зимой она питается в основном оставшимися на рябине ягодами. Сизый — дикий, каждый знает. И почтовым он бывает! Очень нежный, очень смелый Символ мира – это белый. (Голубь) Воспитатель: Голубя мы все знаем очень хорошо, часто его встречаем в парках, скверах. О голубе говорят, что он воркует (демонстрируется аудиозапись голоса голубя). Кар-кар-кар! — кричит плутовка Очень ловкая воровка! Все блестящие вещицы Подбирает эта птица! Вам она, друзья, знакома, Как ее зовут? (Ворона) Воспитатель: Какой звук издает ворона? (Ответы детей) (демонстрируется аудиозапись голоса сороки). Ворона живет рядом с человеком, мы можем встретить ее почти в каждом дворе. Как назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие птицы). Почему их так называют? (Ответы детей). III. Актуализация знаний. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла девочка Маша, которая любит наблюдать за кормушкой, потому что это очень интересно и познавательно. Маша знает всех зимующих птиц, умеет отличать их по внешнему виду и по голосу, знает, чем они питаются. Она предлагает нам угадать, какие птицы прилетели сегодня к ее кормушке. Воспитатель: Но прежде, чем выполнить это задание, я предлагаю вам поиграть. Дидактическая игра с мячом «Скажи одним словом». У снегиря красная грудка, значит он красногрудый, У синички желтая грудка, значит она желтогрудая, У вороны черные глаза, значит она черноглазая, У сороки длинный хвост, значит она длиннохвостый, У воробья пестрые крылья, значит он пестрокрылый, У сороки белые бока, значит она белобокая, У голубя сизые крылья, значит он сизокрылый, У вороны черные крылья, значит она чернокрылая. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Есть птицы маленькие, а есть … (большие). У одних птиц перья темные, а у других … (светлые). У одних птиц клюв тупой, а у других… (острый). У одних птиц ноги длинные, а у других… (короткие). У некоторых птиц клюв толстый, а у других … (тонкий). Птицы бывают сытые, а наоборот … (голодные). Бывают птицы тяжелые, а бывают … (легкие). Одни птицы спят ночью, а другие … (днем). Воспитатель: Молодцы ребята! Логопед: Молодцы. Дети, сейчас один из вас будет рассказывать о птице, которая прилетела к Машиной кормушке, не называя ее. Остальные дети попробуют догадаться, о какой птице идет речь. Логопед: Эта таблица поможет вам составить рассказ. Сначала надо сказать, кто это: птица или животное. Какая это птица: перелётная или зимующая. Какая она по величине: крупная, среднего размера, мелкая. Рассказать, какого цвета (крылья, голова, грудка и т.д.). Чем питается и как подаёт голос. Используйте слова из упражнений. Например: Это птица, она зимующая. Эта птица мелкая, красногрудая, у нее маленькая черная голова, короткие лапки, серая спинка, крылья и хвост черные, толстый широкий клюв. Зимой он питается рябиной. Он свистит. Первый ребенок берет карточку с птицей, которая прилетела на кормушку, закрепляет ее перед собой рядом с планом. И рассказывает: Это птица, она зимующая. Она маленькая и шустрая. У нее маленькая черная голова, белые щечки, желтое брюшко, длинный черный хвост, короткие лапки, толстый короткий клюв. Она очень любит сало. Эта птица тинькает. Логопед: Ребята, вы догадались, о какой птице идет речь? (Ответы детей). Изображение синицы закрепляется на кормушке. Аналогично дети составляют рассказ о голубе, воробье, вороне и сороке. Логопед: Молодцы, дети, вы отлично справились с заданием, угадали всех птиц, которые прилетели к кормушке Маши. Спасибо вам большое ребята, а сейчас давайте поиграем с Машей в ее любимую игру. Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы» Логопед: Когда я называю зимующих птиц, вы приседаете, а когда перелётных – «летаете». Будьте внимательны. (Сорока, соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, ласточка, синица, кукушка, журавль, голубь, клёст, снегирь, трясогузка и др.) IV. Заключительный этап. Логопед: Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня говорили? Кому помогли? Как нам это удалось? Чему мы с вами научились? Воспитатель: Что вам понравилось на занятии больше всего? Что для вас показалось сложным? Чей рассказ-описание вам понравился больше всего? Почему? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, а Маша мне сейчас сказала, что ей очень понравились все ваши рассказы, и она хочет подарить вам интересные картинки, на которых нужно найти и обвести только птиц. Это задание вы можете выполнить после занятия в группе или дома. Гринева Ольга Владимировна учитель – логопед, Серий Ирина Сергеевна учитель-логопед, Лебедева Ирина Александровна воспитатель, МБДОУ «Детский сад №102», г. Рязань, Рязанская область
|