Исследовательская деятельность детей младшей группы (возраст 3-4 года) «Мой любимый домашний питомец» |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Клушина Людмила Михайловна | |||
17.12.2024 09:18 | |||
Исследовательская деятельность детей младшей группы (возраст 3-4 года) «Мой любимый домашний питомец» Педагогическая статья: Автор статьи: Клушина Людмила Михайловна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 61» г. Великий Новгород Дети второй младшей группы по своей натуре исследователи. Им хочется исследовать всё самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Наблюдения за воспитанниками позволили выявить, что у детей повышенный интерес к познанию окружающего мира, ко всему, что происходит вокруг, свойствам и характеристикам вещей, познавательная активность развивается через все виды деятельности. Это особенно актуально так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Считаю, что да. Ежедневно мои дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Вот, что у нас получилось? Познавательно – исследовательский проект «Мой любимый домашний питомец» Проблема. Однажды за Дианой, пришла мама Марина Игоревна с собачкой. Дети окружили Диану и стали расспрашивать, как зовут её собачку. Выяснилось, что зовут «Снежок». Так завязался разговор про домашних питомцев. Миша А. сказал, что его котика зовут Барсик. Ребята на перебой стали рассказывать о своих домашних любимцах. Гипотеза. Детей заинтересовало, сколько же у наших детей котов и собак, каких животных больше. Мнения разделились: часть детей считала, что больше кошек – потому что они маленькие, другая часть детей решила, что собак больше, потому, что они весёлые. С этого и началась наша исследование. Поиск путей решения. Вначале мы выслушали всех детей, выяснили, есть ли у них какое — то животное. Чтобы исследование было полным и интерес у детей не угасал, провели мини – опрос с родителями «Есть ли в семье домашнее животное?». Затем провели консультацию для родителей «Пушистые воспитатели», которая позволила повысить родительский интерес к данной теме и вовлечь их к реализации проекта. Родители не только приняли участие в опросе, но и помогли детям составить мини — рассказики с фотографиями домашних любимцев. Дети с большим удовольствием рассказывали о своем питомце: как играет, где спит, что кушает. Родители вместе с детьми были вовлечены в детско – родительское творчество: к 1 марта – дню кошек в России — приняли участие в конкурсе «Друзья наши меньшие», оформили выставку детского рисунка. У некоторых детей, как выяснилось, нет питомцев, но они очень хотели бы их иметь и сочиняли рассказы о будущих питомцах. Много рассуждали о правилах обращения с животными, правилах безопасности. Искали их сходство и различие. Выводы: в результате исследования выяснилось следующее: В группе — 22 ребёнка Рома сосчитал – всего 11 детей из группы имеют домашних животных и 11 детей не имеют. Василиса определила, что всего котов – 10. Диана выяснила, что всего собак – 3. Паша отметил, что у 2 детей есть собака и кот. Настя считала котов по окрасу и определила, что: Рыжих – 2 Белых – нет Чёрных – 2 Разных – 5 Серых – 1 Максим сосчитал собак по окрасу и выяснил, что: Черных – 2 Белых – 1 Также в ходе работы выяснилось, что детям младшей группы сложно определить размер животного по фото, поэтому эти колонки таблицы, в которую заносились данные, остались не заполненными. Промежуточные продукты: мини доклады, выводы исследовательского проекта были сформированы в альбом и помещены в уголок экспериментирования. Альбом активно использовался детьми в свободной деятельности – дети с удовольствием хвастались своими питомцами, рассматривали их фото, рассказывали о них своим друзьям, сочиняли истории, сравнивали домашних питомцев. Перспективы развития проекта. Продолжать расширять представления детей о домашних питомцах, их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека, учить применять знания о них, исследовать необычных домашних питомцев. В ходе работы дети стали более самостоятельны, любопытны, расширился их кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка. В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать, но и накапливать получаемую в готовом видеинформацию, но и развивать способность и желание самостоятельного познания. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывают восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
|