Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование представлений о сенсорных эталонах через игры с пуговицами, как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Моторика
Автор: Гурина Людмила Валерьевна   
29.11.2023 19:21

«Формирование представлений о сенсорных эталонах через игры с пуговицами, как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»«Формирование представлений о сенсорных эталонах через игры с пуговицами, как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

Автор: Гурина Людмила Валерьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2

Пуговицы безопасны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть. Этот бросовый материал можно широко использовать в декоративных и образовательных целях (изготовление игр и пособий для детей).

Цель работы: развитие мелкой моторики детей с ОВЗ через игры с пуговицами

Мария Монтесори, доказала пользу занятий с бытовыми предметами. По мнению Монтессори, детям необходимо дать возможность самим познавать мир через ощущения и восприятия.

Для этого она выделяет несколько, «зон развития ребёнка»:

  • Зона практической жизни — одеваясь и обуваясь, ребёнок учится самостоятельности, организованности, терпению. Взаимодействуя с пуговками, развивает мелкую моторику.
  • Зона сенсорного развития – ребёнок активизирует свои чувства, изучая окружающий мир. Для него становятся очевидными различия в окружающих предметах и их свойствах: форма, цвет, размер, пространственное расположение, запах.
  • Зона умственного развития — когда ребёнок начинает играть с пуговицами, создаётся определённая цепочка: впечатление, воздействующее на органы чувств – ощущение-представление-ассоциация представлений-запоминание-анализ-мышление.

Поэтому, игры с пуговицами могут развивать мышление, мелкую моторику пальцев, зрительную память, внимание, координацию движений, готовят руку к письму. Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально. Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы психологу, дефектологу. Важное условие — играть вместе со взрослым.

В результате развивающих возможностей игр с пуговицами решаются следующие задачи:

  1. Развивать координацию движений мелких мышц, управляющих лицом и руками с помощью игр с пуговицами;
  2. Интегрировать различные виды детской деятельности в развитии познавательных и творческих способностей детей, используя пуговицы;
  3. Расширять сферу социального ориентирования детей через игры с пуговицами;
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей в развитии мелкой моторики детей с использованием пуговиц.

На первом этапе своей работы, дети с УО по-своему рассматривали пуговицы, сравнивали им дали возможность всё потрогать, познать мир пуговиц. Чтобы дети не пытались брать их в рот сразу же пыталась заинтересовать их, показать действия с пуговицами. (взять двумя пальцами, спрятать в кулак, постучать, подвигать и т.п.) Первое время детям с УО нужно показывать, как и что делать, объяснять и корректировать. Дети пытались раскладывать пуговицы, считать их, их привлекала цветовая гамма, звук от раскладывания.

Затем, когда дети с УО освоили простейшие действия с пуговицами, я решила разработать комплекс игр с фетром. Это моя инновация.

Развивающие игры с фетром:

  • Игра «Цепочка из фетра»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, мышления, усидчивости.

Материал: цветные полоски из фетра шириной 4 см и длиной 20 см, пуговицы.

Из фетра вырезать полоски нужной ширины и длины.. На одном краю полоски пришить пуговицу, на другом –прорезь или петлю. Предлагаем детям сделать длинную цепочку, пристёгивая детали цепочки. Для развития мыслительных операций можно составлять цепочку по образцу, чередуя определённые цвета.

  • «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, формирование умения составлять своё имя из букв, закрепление понятий «большой-маленький», «много-один-ни одного».

Материал: ленточка диаметром 1 см, яблоки вырезанные из фетра диаметром 8 и 4 см, 2 маленькие пуговицы любого цвета.

Из фетра вырезаются яблоки большие и маленькие яблоки, диаметром 8 и 4 см, посередине яблок делают две прорези для ленточки. На яблоках между прорезями пишем буквы или цифры. Затем берут ленточку по краям которой пришивают пуговицы маленькие пуговицы. Предлагаем ребёнку посчитать яблоки или выложить имя из букв.

  • «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Материал: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где га дне ячеек кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

  • «Лабиринты»

Материал: различные дорожки-лабиринты, пуговицы.

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, фонационного выдоха.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребёнок, прижимая пальцем пуговицу к фетру, помогает пройти весь путь. Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

  • «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развития речи, внимания.

Материал: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные на фетре.

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно учить детей говорить предлоги: «над», «под», «между», «около»; понятия «много — мало», «больше-меньше».

  • «Пальцеход»

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, формирование сенсорного эталона (цвет), развитие речи, мыслительных операций, пространственного ориентирования.

Материал: различные цветные дорожки из пуговиц

Взрослый просит ребёнка погулять по пуговицам двумя пальцами, приэтом можно считать шаги, называть цвет, пропевать цвет пуговицы, или как вариант, предлагается найти такую же пуговицу на которой пальчик, также можно устроить соревнование, кто быстрее дойдёт до финиша.

Таким образом, я считаю, что игры с пуговицами являются эффективным средством для развития мелкой моторики детей с ОВЗ с УО.

Литература:

  1. Богуславский М.В. Тридцать лет по системе Монтессори. / Богуславский М.В, Сороков Д.Г., Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. — М., 1994. — 146 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. -- М., 1968. — 398 с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. — 189 с.

Приложение

1. Комплекс развивающих игр и упражнений. docx

Комплекс развивающих игр и упражнений

Игровое упражнение «Цепочка из фетра»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, мышления, усидчивости.

Материал: цветные полоски из фетра шириной 4 см и длиной 20 см, пуговицы.

Изготовление: Из фетра вырезать полоски нужной ширины и длины. На одном краю полоски пришить пуговицу, на другом –прорезь или петлю.

Игровое действие:

Вариант 1.Предлагаем детям сделать длинную цепочку, пристёгивая полоски из фетра на пуговицыдруг к другу.

Вариант 2. Для развития мыслительных операций можно составлять цепочку по образцу, чередуя определённые цвета.

Результат: образование цепочки из полосок фетра, выигрывает тот, кто пристегнёт все полоски с пуговицами

Игра «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики, сенсорных представлений, формирование умения составлять своё имя из букв, закрепление понятий «большой-маленький», «много-один-ни одного».

Материал: ленточка диаметром 1 см, яблоки вырезанные из фетра диаметром 8 и 4 см, 2 маленькие пуговицы любого цвета.

Изготовление: Из фетра вырезаются яблоки большие и маленькие яблоки, диаметром 8 и 4 см, посередине яблок делают две прорези для ленточки. На яблоках между прорезями пишем буквы или цифры. Затем берут ленточку по краям которой пришивают пуговицы маленькие пуговицы.

Игровое действие: Предлагаем ребёнку посчитать яблоки или выложить имя из букв последовательно продевая ленточку через прорези на яблоках.

Результат: шнуровка из яблок, выигрывает тот, кто соберёт все яблоки по счёту или слово

Игра «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Материал: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек кружки-ориентиры.

Изготовление: подбирается контейнер с круглыми ячейками, на дно каждой ячейки приклеивают цветные кружки из фетра, затем подбираются пуговицы в соответствии с цветом кружков-ячеек.

Игровое действие: Взрослый предлагает детям разложитьпуговицы в «домики», ячейки- кружки, по цветам на дне контейнера. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

Результат: контейнер с разложенными пуговицами в соответствии с цветами ячеек-кружков

Игровое упражнение «Лабиринты»

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, фонационного выдоха.

Материал: различные дорожки-лабиринты из фетра, пуговицы.

Изготовление: фетр размером с альбомную страницу на котором рисуется дорожка-лабиринт, отмечается точка старта и финиша в виде предметных изображений

Игровое действие: Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребёнок, прижимая пальцем пуговицу к фетру, помогает пройти весь путь. Для развития фонационного выдоха, можно пропеть определённый гласный звук, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

Результат: побеждает тот, кто проходит весь лабиринт и помогает герою

Игровое упражнение «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развития речи, внимания.

Материал: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные на фетре.

Изготовление: на фетреразмером в половину альбомного листа расположенный вертикально нарисованы ниточки разные по цвету

Игровое действие: Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

Результат: пуговицы (воздушные шары) приложенные в соответствии с цветом ниточки, выигрывает тот кто совместит пуговицы и ниточки по цвету

Игровое упражнение «Пальцеход»

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, формирование сенсорного эталона (цвет), развитие речи, мыслительных операций, пространственного ориентирования.

Материал: различные цветные дорожки из пуговиц

Изготовление: основа, поверхность в форме буквы «Ш» с липкой частью деталями в соответствии с размером пуговицы, сверху налипкой части приклеены разноцветные пуговицы с наклеиваемой частью липкой ленты

Игровое действие: Взрослый просит ребёнка погулять по пуговицам двумя пальцами, приэтом можно считать шаги, называть цвет, пропеть цвет пуговицы, или как вариант, предлагается найти такую же пуговицу на которой пальчик, также можно устроить соревнование, кто быстрее дойдёт до финиша.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год