Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. |
Моторика | |||
Автор: Назарова Любовь Александровна | |||
30.11.2023 17:03 | |||
Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. На момент поступления в наше ДОУ у детей, страдала техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) выявились характерные нарушения мелкомоторных функций у детей с ЗПР.
Также были слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умели правильно держать карандаш, кисточку, не регулировали силу нажима, затруднялись в работе с ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, и как следствие — затруднено формирование графо-моторных навыков. Таким образом, мы поставили перед собой следующие задачи:
Для коррекции мелкомоторных функций мы использовали один из близких и доступных видов работы с детьми изобразительную, художественно-продуктивную деятельность. Изодеятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Это побудило нас заняться проблемой развития мелкой моторики у старших дошкольников через использование нетрадиционных техник на занятиях по изодеятельности. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря быстроте и относительной простоте получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. А теперь немного подробнее о значении каждого вида на развитие мелкой моторики дошкольников с ЗПР. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Также мы использовали технику рисования фроттаж. Фроттаж – это техника натирающих движений карандаша, с помощью которых ты переносишь структуру поверхности предметов на бумагу. Эта техника требует от ребенка умения регулировать силу нажима на мелок, происходит стимуляция тактильных ощущений, так как необходимо найти шаблон, закрытый бумагой и провести мелком в данном месте. На первых занятиях изображения получаются нечеткими, блеклыми, так как дети испытывают трудности в организации двигательного контроля. Овладение несложной техникой фроттажа позволяет ребенку создавать выразительные, яркие композиции. Особое впечатление у детей осталось при применении техники рисования смятой бумагой. Рисование смятой бумагой _ простой прием, упражняющий в захвате щепотью, что тоже является для детей с ЗПР трудностью. При рисовании бумажным комочком также формируется стабильность запястья, умение производить ритмичные движения кистью. Работа в технике обрывной аппликации широко применяема педагогами. Обрывание и отрывание бумаги способствует формированию согласованно действовать обеими руками, достаточно сильно и точно захватывать бумагу пальцами, располагая их вплотную к контуру двух сторон. При этом дети учатся регулировать силу движения пальцев в соответствии с плотностью бумаги. Обрывание по контуру представляет большую трудность для детей с недоразвитием тонкой моторики. Более привлекательной оказалась аппликация выполненная. В мозаичной технике, овладевая которой ребята упражняются в работе ножницами, разрезая полоску бумаги на мелкие кусочки. При выкладывании изображения по контуру и внутри него у детей развиваются зрительно-моторная координация и четкость движений, а также пинцетный захват пальцами. Интересна, но трудоёмка оказалась техника аппликации бумажными шариками. Аппликация бумажными шариками Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Скатывать шарики из бумаги – занятие монотонное и утомительное, но зато какая зарядка для детских пальчиков! Чтобы шарик получился плотным, оформленным ребенку нужно научится согласовывать силу нажима пальцев с качеством бумаги. Выкладывая шарики на силуэт изображения дети упражняют пальчики захватывать мелкий предмет «пинцетным» движением пальцев. Очень интересна детям современная техника квиллинг. Техника накручивания бумажных полосок с помощью маленького инструмента (зубочистки) и моделирование из получившихся спиралек. Ребенок учится фиксировать кончик полоски на зубочистке в начале накручивания, регулировать плотность спиральки. Определенных навыков требует наклеивание конца полоски. Овладевая этими действиями у детей развиваются целенаправленные движения пальцев рук, зрительно-моторная координация, согласованные движения обеих рук, формируется общая ручная умелость. Рисование ватными палочками Нанесение точечного рисунка на контур таким необычным способом очень нравится детям. При такой работе развивается точность движений, координированные действия глаз и рук, формируется навык ритмичного повторения однородных движений. Рисование с помощью шаблонов широко используется не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Из готовых форм ребята выкладывают композиции, теперь осталось нанести мазки краски широкой кистью по контуру шаблона, производя движения от контура. При этой работе формируются навык удержания и изменения направления движения кисти, произвольная регуляция силы нажима. Таким образом, результатом работы явилось:
|