Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Лопни это»
Моторика
Автор: Хмельченко Евгения Витальевна   
07.03.2024 07:54

Методическая разработка «Лопни это»Методическая разработка «Лопни это»

Управление образования администрации Гурьевского муниципального округа Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира

Разработчик: Хмельченко Е. В., учитель-логопед первой квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок» города Салаира

Данная разработка посвящена вопросам формирования правильной речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики. В этой разработке представлен современный метод работы над моторикой, игры с поп-итом. Все материалы, размещенные в приложениях, могут использоваться педагогами на занятиях в ДОУ по развитию мелкой моторики, речи и мышления. Пособие адресовано воспитателям ДОУ, учителям-логопедам, также может быть успешно использовано родителями в домашних условиях.

 

Скачать разработку

Введение

«Лопни это» для реализации в системе дошкольного образования, направленный стимулирование развития мелкой моторики и речи, через использование поп-итов в обучении дошкольников.

Цель: Совершенствование методологической базы, способствующей стимулированию развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а, следовательно, мышления и речи.

Задачи:

  • изучить опыт коллег логопедов в данном вопросе
  • выявить наиболее интересные методы и средства
  • применять их в своей деятельности
  • организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели: педагоги, родители
  • транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Сроки разработки темы: 2021 – 2022гг.

Обоснование выбранной темы. Количество воспитанников с речевыми нарушениями, возрастает год от года. Усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема профилактики, коррекции, стимулирования речевого развития весьма актуальна. Но данный процесс требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей и родителей. Очень часто речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой моторики. Работая в детском саду, я сделала для себя следующий вывод: дошкольники с тяжелыми нарушениями речи не выполняют пальцевые пробы и не могут нарисовать простой рисунок «Дом дерево человек». Другая сторона проблемы снижение у дошкольников интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью применения современных детских игрушек. Например, поп-итов. Использование поп-итов на логопедических занятиях в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Еще одним положительным моментом является и то, что поп-иты стимулируют развитие мелкой моторики, а значит речи и интеллекта.

Планируемые результаты

Итогом работы должны стать хорошее качество речевой дошкольной подготовки, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Этапы работы: теоретический и практический.

Теоретический этап заключается в поиске информации по теме исследования и интересных методик.

Практический этап подразумевает разработку методических рекомендаций и пособия по применению поп-ита в развитии детей дошкольного возраста. А также транслирование накопленного опыта на семинарах, вебинарах, родительских собраниях.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Теоретические основы взаимосвязи развития мелкой (ручной) моторики и речи

Многие известные ученые и педагоги, которые занимались исследованием вопроса формирования речи у дошкольников, придерживаются мнения, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, потому что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Таким образом, одним из наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев утверждал, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Английский психолог Д. Сели также отводил ведущую роль в развитии мышления и речи детей «созидательной работе рук» [2]. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: ―Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей [1]. Это связано с тем, что зона головного мозга, отвечающая за моторную организацию речи (центр Брока) и центр, отвечающий за мелкую моторику, лежат рядом. Рука в процессе формирования созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней и интеллект. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. К данному выводу в своих исследованиях пришла М.И. Кольцова, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи [4]. Также взаимосвязь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину [6]. Такие же выводы на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей сделала Л.В. Фомина.

Картотека игр с поп-итом для детей старшего дошкольного возраста

«Выложи узор»

Цель: Развитие воображения, ориентировки в малом пространстве.

Описание: Ребенок выкладывает шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Я использую стеклянные шарики из Фикс прайс. С детьми старшего дошкольного возраста можно выкладывать буквы или цифры, тем самым, закрепляя ее зрительный образ.

«Две руки»

Цель: Развитие межполушарных связей.

Описание: Детям предлагают одновременно на двух поп-итах нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.

«Морской бой»

Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Описание: Игра предназначена минимум для двух человек. Под одну из выемок прячется стеклянный шарик из Фикс прайс. Дети по очереди нажимают на пупырки, и стараются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит. Можно устраивать соревнование со взрослыми.

«Разноцветные улицы»

Цель: формирование навыка определения положения предмета в малом пространстве, соответствие зрительного образа числа и количества.

Описание: Переверните поп-ит. Положите шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты, то есть сказать, в какой ячейке по цвету и по счету лежит шарик. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.

«Запомни».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Описание: Переверните поп-ит и положите в углубления несколько предметов. Покажите их ребенку. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза и уберите один предмет. Когда ребенок повернется, он должен понять, какой предмет вы убрали. Можно играть немного по-другому. Расставляем предметы в углубления в определенной последовательности и просим ребенка запомнить. После ребенок отворачивается, и в это время меняем предметы местами. Просим ребенка восстановить порядок.

«Продолжи ритм».

Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики.

Описание: Педагог дает ребенку задание продолжить предложенный им ритмический рисунок.

«Бродилка».

Цель: развитие ориентировки в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».

Описание: Данная игра проводится по типу графического диктанта. Переворачивается поп-ит и в углубления на разных концах кладутся два небольших предмета. Взрослый дает простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево», тем самым объясняя, как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго. А ребенок перекладывает предмет, перемещая его, соответственно командам педагога. Можно усложнить игру, проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети.

«Сложение/вычитание».

Цель: развитие навыка количественного счета.

Описание: Педагог показывает карточку с одним числом, а ребенок нажимает нужное количество пупырок. Потом показываем карточку со следующим числом и говорим нужно нажать на столько пупырок или выправить. После всех манипуляций ребенок подсчитывает количество нажатых пупырок и выбирает соответствующую карточку.

«Повторение чисел».

Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.

Описание: Педагог показывает ребенку карточки с числами, а он нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок.

«Автоматизация понятий «согласный» и «гласный» звук».

Цель: автоматизировать знания о гласных и согласных звуках родного языка и их цветовом обозначении.

Описание: Предложите ребенку следующую игру: нажимать на красный пузырек, если ребенок слышит гласный звук. На синий, если ребенок слышит согласный твердый звук, и на зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.

«Хлопочки».

Цель: работа над слоговой структурой слова и определением количества слогов в слове.

Описание: Детям предлагают карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок проговаривает слово по слогам и нажимает на пузырьки, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.

«Разбери слово».

Цель: закрепление навыка звукового анализа слова.

Описание: Ребенок проговаривает слово и по очереди выдавливает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.

«Составь слово».

Цель: развитие фонематического синтеза.

Описание: Игра для детей, которые учатся читать. Для нее тоже нужно изготовить карточки. Один набор карточек с изображением предметных картинок, второй — все буквы для составления этих слов.

Вырежьте буквы. По очереди кладите предметные картинки перед ребенком и помогайте ему составлять слова из букв. Затем ребенку нужно произносить слова по буквам и нажимать на пузырьки.

«Засыпь ячейку».

Цель: развитие щипковых движений. Тренировка пальцев, которые впоследствии будут держать ручку при письме. Закрепление зрительного образа букв.

Описание: нужно попросить ребенка взять в руки щепотку риса и максимально аккуратно засыпать в одну из ячеек. Также можно засыпать ячейки в разной последовательности, чтобы получались рисунки. В нашем случае это могут быть буквы. Когда сыпем крупу, сопровождаем произношением звука С.

«Нажми нужные буквы»

Цель: развитие умения соотносить звук и букву, обозначающую этот звук на письме. Автоматизация звуков изолировано.

Описание: Для этого упражнения понадобятся карточки с буквами (Приложение 1.). Выкладываем их на поп-ит. Просим ребенка нажимать на пупырки с определенной буквой и четко проговаривать звук.

«Выбери нужный слог»

Цель: формирование зрительного образа слогов. Автоматизация звуков в слогах.

Описание: Для этого упражнения понадобятся карточки со слогами (Приложение 2.). Выкладываем их на поп-ит. Просим ребенка нажимать на пупырки с определенными слогами и четко проговаривать их

«Выбери нужную картинку»

Цель: автоматизация звуков в словах.

Описание: Для этого упражнения понадобятся карточки с картинками на разные звуки (Приложение 3). Выкладываем их на поп-ит. Просим ребенка выбирать картинки с определенным звуком, четко его проговаривая. Можно просить выбрать лишнюю картинку, в названии которой должен быть автоматизируемый звук.

«Выбери лишнюю картинку»

Цель: развитие навыков классификации и систематизации предметов. Автоматизация звуков в словах. Развития связной речи

Описание: Для этого упражнения понадобятся карточки с картинками разных групп предметов (Приложение 4.). Выкладываем их на поп-ит. Просим ребенка выбрать картинку не относящуюся к данной группе предметов.

Далее в планах использование поп-ита в разучивании стихов. Каждая линия пузырьков поп-ита, это строчка из стихотворения. Выбираем главные действующие лица в стихотворении и их действия выкладываем на строчки. После начинаем учить стих, хлопая пузырьки с картинками.

Заключение

Можно сделать следующие выводы. Теоретический этап проекта завершен. Изучен материал по вопросу взаимосвязи развития мелкой моторики, интеллекта и речи.

Практическая часть проекта находится в стадии реализации. На данный момент прошел мастер-класс среди родителей по использованию поп-ита в развитии детей (Приложение 5). Начата работа по созданию картотеки развивающих игр с поп-итом. Мной был сделан альбом, где я упорядочила все карточки для игр в порядке онтогенетического формирования звуков (Приложение 6.). Планируется участие в выставке Сибирь Экспо, педсовете МАДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок», а также проведение мастер-класса с педагогами.

Список использованной литературы

  1. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  3. Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. ~ 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. — 160 с.
  5. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.
  6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: «Олма-Пресс», 2001
  7. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-68
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год