«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кудрявцева Алла Николаевна | |||
16.11.2024 21:29 | |||
«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Земляничка» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Подготовила: Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 20 «Земляничка» 1 квалификационной категории Кудрявцева Алла Николаевна 19. 09. 2024 г. Актуальность. Число лиц с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается, и в настоящее время распространенность ЗПР среди детского населения составляет 1 – 2 %. Задержка психического развития представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. ФАОП. Цель программы п. 10. 1 Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. ФАОП. Задачи программы:
Задачи художественно-эстетического развития реализуются по следующим направлениям:
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: Музыкальная деятельность — общие задачи: Развитие музыкально-художественной деятельности:
Приобщение к музыкальному искусству:
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР:
Методы и приемы. Для развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) я в своей работе использую следующие методы и приёмы:
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) музыкотерапия является одним из главных способов коррекции эмоциональных и психических отклонений. Одна из принципиальных особенностей процесса музыкотерапии с такими детьми – это изменение психологического состояния ребёнка: от негативного проявления через эмоциональное реагирование к формированию позитивного переживания, связанного с получением удовольствия и удовлетворения. Одним из видов музыкотерапии является инструментальная музыкотерапия, которая позволяет выполнять коррекционные задачи средствами музыкальной импровизации. Трещотки, маракасы, бубны, ложки, свистульки, колокольчики и т.д. – эта подгруппа инструментов, которая в большинстве своём доступна для освоения детьми с ЗПР. Игра на них не требует особой выучки, приёмы просты и представляют собой такие естественные движения как покачивание, встряхивание, удары. Игра на этих инструментах развивает музыкальный слух, чувство ритма, обостряется интерес и внимание к музыкальным произведениям. Так же способствует развитию памяти, внимания, слухового восприятия, развитию мелкой моторики, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для таких детей. После овладения детьми простейших приёмов игры, я ввожу на занятия разнообразные музыкально-двигательные упражнения. Далее происходит соединение игры на музыкальных инструментах с движениями; это повороты, приседания, кружения, простейшие перестроения и т.д. Такой вид оркестра развивает у детей свободную координацию движения, чувство ритма, способствует двигательной импровизации, активирует внимание. Я использую на своих занятиях и шумовые инструменты. Они своим простым и незамысловатым звучанием прекрасно украшают любой оркестр, песню, танец. На групповых музыкально-коррекционных занятиях я не делаю акцент на целенаправленном обучении детей и не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей. Цели и задачи коррекционных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Основные элементы занятия направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для ребенка проблем. Музыкальные занятия я строю по следующей схеме:
Приветствие может проходить в разных формах. И здесь я использую бубен с картинкой Енота. Бубен подношу к каждому ребенку и Енот здоровается, при этом я ударяю в бубен по слогам «Меня зовут Алла, а тебя как?» ребенок также ударяет ладонью в бубен по слогам «Де-нис». Бубен переношу к след. ребенку. Дети очень любят эту игру и даже те, кто совсем плохо говорят, глядя на других детей начинают активно включаться. Другой вариант приветствия может быть изображения на лице настроения. «Посмотрите, на улице солнечная погода. Улыбнемся!» или «За окном пасмурно. Дождик идет. Нам грустно». Или еще вариант. Здороваемся, выражая голосом радость, грусть. Ритмическая разминка. Цель разминки: формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения. Чаще всего я использую русские народные мелодии и классику в современной обработке. Здесь я использую клавесы. Они прочные, очень удобные для детской руки, легкие, с ними можно выполнять любые движения. Движения с ДМИ положительно влияют на развитие ритма, внимания, слуха. Я беру любую двухчастную мелодию и включаю ходьбу по кругу (в руках клавесы), легкий бег, топающий шаг на первую часть. На вторую часть обязательная игра на клавесах. Здесь может быть стук по полу, стук палочки о палочку, катание колбаски по полу и т.д. Слушание и игра на музыкальных инструментах. Здесь я хочу привести слова из книги Е. Н. Котышевой «Музыкальная коррекция детей». Пассивное слушание музыки детям с ЗПР недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки. Я тоже провожу активное слушание совместно с игрой на ДМИ (шумовых, ударных, духовых К. Орфа). Сначала я провожу презентацию муз. инструмента, рассказываю к какой группе инструментов он относится (по технике звукоизвлечения), из какого материала сделан, показываю как инструмент играет. Затем раздаю инструменты детям и начинаю исполнять музыкальное произведение эмоционально и выразительно. А дети вместе со мной начинают играть на инструментах. Если инструмент уже знакомый, то я перед активным слушанием еще раз напоминаю о правилах игры на данном инструменте и предлагаю сыграть вместе, начиная и заканчивая мелодию одновременно. Одну и ту же мелодию мы слушаем несколько занятий, а инструменты беру разные. Использую здесь прием показа детей, которые играют лучше остальных. Дети внимательно слушают своих друзей тем самым повышаю активность других детей. Пение. У детей с ЗПР, как правило, не сформированы певческие навыки. Это происходит из-за ограниченной возможности голосового аппарата. Тексты песен, которые я предлагаю детям, насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами. Ребенок в состоянии дополнить их шумовыми и тембровыми красками с помощью ДМИ. Я создаю атмосферу наиболее благоприятную для включения детей в вокальную деятельность. Первое мое исполнение песни мы просто слушаем. А на последующих исполнениях, для привлечения интереса к песне, я даю ДМИ на припев или звукоподражание. Песни мы не разучиваем, а поэтапно осваиваем в удобном для детей темпе. Например, в песне «Урожайная» А. Филлипенко на повторяющиеся строчки песни дети играют на ложках. В песне «Барабанщик» М. Красева на припев «тра-та-та» дети играют на барабанах, в песне «Зима прошла» Н. Метлова дети на звукоподражание «чик-чи-рик» дети играют на колокольчиках. В песне «Мы запели песенку» Р. Рустамова дети на припев играют на треугольниках. Танцы, хороводы. Для танцев и хороводов я в основном использую русские народные мелодии. Музыка доступна и проста, не требует особой техники. Но в то же время отличается ярким рисунком, фиксированным ритмом. Народные танца, как правило, жизнеутверждающие, исполняя их дети получают огромный эмоциональный заряд. На ритмической разминке мы с детьми осваиваем простейшие движения, потом соединяем их в танце. Танцы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения, умение двигаться по кругу парами и по-одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки и т.д. Здесь я использую танцы с ДМИ такие как «Танец с ложками» М.Саджая, «Озорная полька» А. Филлипенко, полька «Добрый Жук» Я. Жеймо. Подвижные игры и игры с правилами. Подвижные игры включаю в занятие по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания эмоционального подъема. Целесообразность проведения подвижной игры определяю по текущему состоянию детей. Задача подвижных игр с ДМИ — это эмоциональное единение с детьми, заряжение эмоциями. Я использую в своей работе такие игры:
Дети с огромным удовольствием играют в такие игры и уходят с музыкального занятия с хорошим настроением. Прощание Это обязательный ритуал, которым заканчивается каждое занятие. Я беру бубен и пропеваю, ударяя в него «До сви-да-ния, ре-бя-та. Все се-го-дня мо-ло-дцы!» Систематическое применение музыкальных инструментов на занятиях вызывает у детей большой интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. Таким образом, можно сделать выводы, что активное участие в музыкально-терапевтическом процессе детей, которые выражают свое эмоциональное состояние игрой на музыкальных инструментах, пением, движением приводит к разрушению внутреннего конфликта, а следовательно происходит стабилизация психоэмоционального состояния; так же сглаживаются трудности общении со взрослыми и сверстниками. Использование ДМИ в театрализованной деятельности. Драматизация сказки с использованием игры детей в оркестре: - позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности; развивает чувство ритма, ансамблевого звучания и согласованности в игре на музыкальных инструментах.
Я в своей работе практикую сказки-спектакли, это очень нравится детям. В прошлом году мы поставили сказки «Теремок» и «Колобок», инсценировали песенку «Жили у бабуси». Во всех постановках я использовала ДМИ, игра детей является украшением любого действия. При формировании состава я учитываю не только актерскую и музыкальную выразительность, но и психологическую необходимость в успехе для того или иного ребенка. Я работаю без изматывающих репетиций, муштры и повторов. Только так рождается музыкальная игра-драматизация, в которой роль взрослого органична для поддержки творящего ребенка. Спектакль — это игра, в которой нет места страху перед публикой, а есть праздник игры! Использование ДМИ в режимных моментах.
Предметно-развивающая среда в группах Во всех группах детского сада имеются:
Таким образом, музыкальная психокоррекция с использованием музыкальных инструментов в процессе работы с детьми с задержкой психического развития эффективна как способ эмоционального воздействия на детей с целью коррекции имеющихся у них отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
|