Долгосрочный проект в средней группе «Микроб Петька и правильное питание»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Челябинска»
Автор и руководитель проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории: Рязанова Елена Викторовна Челябинск 2024 год
Питаться — это необходимость, но разумно питаться — это искусство. Франсуа VI де Ларошфуко
Пояснительная записка
Данный проект предназначен для дошкольников средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья человека. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи организма и питания. Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важных задач нашего общества.
Руководитель проекта:
воспитатель высшей квалификационной категории:
Рязанова Елена Викторовна
Вид проекта: познавательно-игровой, практико–ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации: август 2024 г. – ноябрь 2024 г.
Место проведения:
МАДОУ «Детский сад № 25 г. Челябинска»
Проект рассчитан на воспитанников средней группы.
Участники проекта:
- воспитанники средней группы
- родители воспитанников
- воспитатель группы
- инструктор по гигиеническому воспитанию.
Актуальность проекта
В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Первые детские годы – то самое время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития.
Рациональное и правильное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, когда дети узнают из средств массовой информации о чипсах, кириешках, чупа – чупсах, фаст-фуде и т.п. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию правильного питания у дошкольников.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям рациональное питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое и сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок и каш.
Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности детей с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.
Пища должна быть не только полноценной по количеству, составу и сочетанию питательных веществ, но и вкусной.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия, которое формируется в детском возрасте. Именно поэтому, был разработан педагогический проект «Микроб Петька и правильное питание».
Гипотеза: система целенаправленных мероприятий будет способствовать осмысленному подходу к вопросам правильного питания, правилам личной гигиены, психического здоровья детей.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
Для детей:
- Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы).
- Сформировать у воспитанников представления о правилах личной гигиены.
- Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты.
- Воспитать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
- Педагоги смогут проявлять творческие способности в реализации проектной деятельности.
- Обогатить практику деятельности технологий, которую можно рассматривать как технологию интегрированного, продуктивного обучения.
- Детский сад сможет обновить содержания образования, придав совместный характер направлению сотрудничества с семьей.
Для родителей:
- Родители смогут проявлять творческие способности от участия в проекте, получат удовольствие от совместной деятельности с ребенком,
- Воспитывать у детей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
- Продолжать просветительскую консультативную деятельность по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (правильное питание – его неотъемлемая часть).
Виды детской деятельности:
- Игровая.
- Двигательная.
- Коммуникативная.
- Восприятие художественной литературы.
- Продуктивная.
Формы работы:
- Образовательная деятельность познавательного цикла — чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций и мультиков по теме, обсуждение увиденного и услышанного, занятия.
- Продуктивная деятельность — конструирование, аппликация, лепка, рисование.
- Игровая деятельность — подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации и ИКТ.
- Самостоятельная деятельность воспитанников.
- Консультативная работа со специалистами ДОО и родителями.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов для укрепления своего здоровья. Смогут ответить на вопрос, зачем нужны полезные продукты.
- Узнают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных свойствах.
- Научатся сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные продукты для здорового питания;
- Сформируют начальные представления о здоровом образе жизни.
- Повысят познавательную активность детей, их любознательность.
- Дети научаться делать выводы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
У родителей:
- Родители воспитанников грамотно и творчески будут относится к вопросам правильного питания у своих детей.
- Выполнять совместные задания по проекту.
- Повысят знания в вопросах формирования культуры здорового питания детей.
У воспитателей:
- Для успешной реализации проекта и достижения конечного результата выстроиться стратегия руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми и специалистами ДОО, что будет способствовать созданию условий для познавательного развития детей.
- Пополниться развивающая среда группы: литературой, загадками о продуктах питания, настольными играми, атрибутами для сюжетно- ролевых игр.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
|
Формы работы
|
Подготовительныйэтап
Цель:
изучение возможностей и потребностей воспитателя и родителей в двигательной активности детей.
|
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Анкетирование.
- Подборка материала и оборудования для занятий, иллюстраций, набор игр и упражнений, бесед с детьми.
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
- Оформление консультаций для родителей по теме проекта.
- Разработка проекта по теме «Страна здоровья».
|
Основной этап
Цель:
создание условий для психологического комфорта и сохранение двигательной активности в течение дня.
|
Работа с детьми:
1. Проведение цикла тематических мероприятий;
2. Формы организации работы по формированию правильного питания и ЗОЖ:
- чтение произведения Григория Остера «Петька-микроб»;
- беседа «Микробы и вирусы»;
- целевые прогулки (Приложение № 1);
- изучение книги «Мир под микроскопом». С помощью книги можно увидеть в 3D формате мельчайшие существа, которые живут на нашей планете. Нужно только навести телефон на QR-код.(Приложение № 2);
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные и сюжетно-ролевые, дидактические игры(Приложение № 3);
3. Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения), двигательно-оздоровительные физкультминутки (Приложение № 4).
4. Образовательная деятельность (Приложение № 5).
5. Продуктивная деятельность (Приложение № 6).
6.Опытно-экспериментальная деятельность (Приложение № 7).
7. Встреча с интересными людьми (Приложение № 8).
8. Практическая деятельность (Приложение № 9)
Работа с родителями:
- 1.Анкета для родителей «Растим здорового ребенка» (Приложение № 10).
- Консультация для родителей «Какие бывают микробы?» (Приложение № 11).
Работа с педагогами:
1. Обмен опытом между педагогами.
2.Организация взаимодействия с узкими специалистами.
|
Заключительный этап
Цель: совершенствование результатов проекта.
|
- Итоговое мероприятие. Мастер-класс с родителями «Путешествие в страну Витаминию»(Приложение № 12).
- Выставка детских плакатов, изготовленных родителями и детьми дома: «Микроб Петька», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать».
- Анализ и подведение итогов.
|
Вывод:
1. Проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку.
2. В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков, о витаминах.
3. Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах). Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
4. Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.
Практическая значимость результатов
1. Данный проект адресован педагогам ДОО, родителям, медицинским работникам. Предлагаемые формы работы, могут быть адаптированы и использованы педагогами ДОО, родителями в работе с дошкольниками.
2. Педагоги, участвующие в работе, считают, что такой подход к реализации проекта поможет воспитателям вызвать у детей интерес к данной проблеме.
3. Разработанный практический материал может быть эффективно использован образовательными учреждениями, работающими по данному направлению с дошкольниками.
Планируется:
1.Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
2.Дать более глубокие знания о строении человека.
3.Подобрать ряд упражнений для укрепления мышц и внутренних органов человека.
4.Привлекать родителей к работе по данной теме.
Список используемой литературы:
- Алябьева, Елена Алексеевна. Читаем детям 3-7 лет / Е. А. Алябьева. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2009. - 128 с. : ил.; 21 см. - (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»; 5).; ISBN 978-5-9949-0223-3
- Алябьева, Елена Алексеевна. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет [Текст] : методическое пособие / Е. А. Алябьева. — Москва : Творческий центр Сфера, 2011. — 64 с. : 21 см — (Библиотека логопеда).; ISBN 978-5-9949-0422-0.
- Алябьева, Елена Алексеевна. Поиграем в профессии. Кн. 1 [Текст] : занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет / Е. А. Алябьева. - Москва : ТЦ Сфера, 2014. - 127 с. : табл.; 21 см. - (Библиотека воспитателя; 10).; ISBN 978-5-9949-1088-7
- Алябьева, Елена Алексеевна. Сказки о предметах и свойствах. – М.: ТЦ Сфера 2014.— 128 с.
- Аджи, Алла Викторовна. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие». – Воронеж: Метода. 2015 –128 с. ,ISBN 978-5-00031-044-1
- Аджи, Алла Викторовна. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». – Воронеж: Метода. 2015.– 128 с. , ISBN9785000310441
- Вирусы и микробы : книжки с окошками / Худож. Бердюгина Т. –Донецк : АЛЬ ПАКО. 2021. – 12 с. :илл. – (Умные окошки), ISBN978-5-00134-691-3
- Деркунская, Вера Александровна, Ошкина Алла Анатольевна. Игровая образовательная деятельность дошкольников. - М.: «Центр педагогического образования». 2014.– 386 с. ,ISBN978-5-91382-120-1
- Картушина, Марин Юрьевна. Быть здоровыми хотим. – М.: ТЦ «Сфера» 2004. - с. 374. - ISBN 5-89144-468-2
- 4D«Мир под микроскопом» / сост. И пере с англ. Кристина Антонова ; отв. ред. Юлия Петрова, Наталья Банникова, Анастасия Троян ; корр. Кристна Олейник, Кристина Антонова.– Тула : Издательство Дэвар Медиа, 2021.– 32 с. : ил.
Приложения
- Начало увлекательной истории…https://v k.com/im/convo/222459141?entrypoint=list_all&w=wall-216177433_1530
- Продолжение истории «Про микроба Петьку»,которая увлекла ребят группы «Звёздочки»и их воспитателя Елену Викторовнуhttps://v k.com/im/convo/222459141?entrypoint=list_all&w=wall-216177433_1591
- Картотека дидактических игр.
- Двигательно-оздоровительные физкультминутки.
- Конспект ОД в средней группепо нетрадиционной технике рисования«Опасные микробы».
- Продуктивная деятельность.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Встречи с интересными людьми - инструктор по гигиеническому воспитанию.
- Практическая деятельность«Чистота – залог здоровья!»
- Информационный материал в родительском уголкеАнкета для родителей «Растим здорового ребенка».
- Консультация для родителей «Какие бывают микробы?»
- Мастер-класс с родителями«Путешествие в страну Витаминию».
|