Проект «Русская каша — здоровье наше» с использованием метода пиктограмм (для детей с ТНР) |
Питание | |
Автор: Бексаева Лариса Александровна | |
30.01.2025 06:35 | |
Проект «Русская каша — здоровье наше» с использованием метода пиктограмм (для детей с ТНР) Автор проекта: Бексаева Лариса Александровна Информационная карта проекта: Тип проекта: краткосрочный, познавательно — исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: 1 октября — 30 октября 2024г. Задачи проекта: обогащать представления детей о видах каш, круп, их значении для здоровья человека; расширять знания детей о злаковых культурах из которых варят каши; формировать у детей навыки здорового образа жизни. Актуальность выбраной темы: Правильное питание — залог здоровья, бодрости, нормального роста и полноценного развития детей. Каша считается лучшей утренней едой. Она легко и быстро усваивается организмом. В каше содержится самые питательные вещества. Включение её в рацион питания детей помогает организму получить полезные витамины, микроэлементы и другие полезные вещества. Она благотворно влияет на пищеварительную систему ребёнка, укрепляет иммунитет, способствует общему улучшению самочувствия. У детей нашей группы отрицательное отношение к кашам, они оказываются употреблять ее в пищу. Также дети мало знают, как появляются каши на наших столах. Гипотеза: если дети узнают больше о полезных свойствах каши, то поймут, что каша – ценный продукт питания для организма человека, и у них появится желание употреблять её в пищу. Этапы проведения проекта: I этап подготовительный
II этап основной
«Найди половинку» Домино «Любимая каша» 8. Аппликация с использованием круп «Каша желанная, каша полезная» 9. Раскрашивание раскрасок «Вкусная каша» 10. Хороводная игра «Варись кашка» 11. Просмотр мультфильмов «Каша из топора», «Мишкина каша» 12. Чтение сказки «Горшочек каши» 13. Подвижная русская народная игра «Продаем горшки» 14. Заучивание и разбор пословиц о кашах 15. Разучивание танца «Варись, варись каша 16. Обучение детей рассказыванию, используя метод пиктограмм. 17. Оформление фотоальбома (родителями совместно с детьми) с авторскими рецептами «Любимая каша нашей семьи!» III этап заключительный Результат проекта: В воспитании положительного отношения детей к кашам метод проекта эффективен. Дети узнали, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Ребята стали понимать, что еда должны быть не только вкусной, но и полезной. Вот почему злаковые культуры должны быть в рационе питания обязательно. Приложения. Рассматривание коллекции круп Цель: совершенствовать умения детей различать по внешним признакам и называть разные виды круп из которых варят каши; развивать желание участвовать в простейшей исследовательской деятельности; воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому питанию и бережное отношение к своему здоровью. Материал: тарелочки с крупами, лупы. Ход: Крупу в кастрюлю насыпают, Молоком заливают. Ставят на плиту вариться, И что тут может получиться? (Каша) -Кашу на Руси стали есть очень давно. Каша – любимое кушанье русских людей. -А как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? (Значит слабый) -Чем различаются каши? (И вкусом, и цветом) -Еще каши отличаются формой зернышек, из которых их варят. Каждое из них имеет свою форму и цвет. Ребята, а хотите сами посмотреть и отличить крупы? Давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию. (На столах в тарелочках разные крупы, детям предлагаются лупы.) Рассмотрите крупы внимательно, используя лупы и скажите, какая крупа имеет острые уголки? Какая самая мелкая, на что она похожа? Какая крупа похожа на мелкие шарики? (Называются все отличительные признаки круп: цвет, форма, размер, запах, какова на ощупь, на что похожа). Манная, манка — мелкая, рассыпчатая, сыпучая, проскальзывает между пальцами, круглая, белая с желтоватым оттенком, похожа на сахарный песок, на песок, в который играем, на снег в сильный мороз. Пшённая, пшено — круглое. твёрдое, гладкое. желтое, без запаха. Рис — продолговатый, овальный, вытянутый, белый, твердый, без запаха. Гречневая, гречка — пирамида, сердечко, треугольная, твёрдая. немного пахнет. Геркулесовая, хлопья геркулеса — сероватые. шероховатые, мягкие, ломкие, без запаха, похожи на маленькие листочки. Перловая, перловка — светло серая, твердая, продолговатая, гладкая, зерна средние по размеру, без запаха, похожи на семечки. Каждая каша по-своему полезна и вкусна, Кашу нужно есть, ребята. Каша лучше шоколада. Ешьте кашу по утрам, Даст она здоровье вам. Игра «Соедини растение и крупу» Цель: формировать умение распознавать злаковые растения по характерным особенностям и соединять их с соответствующими крупами. Матепиал: бланки с заданием, простые карандаши, иллюстрации. Ход: Я бываю манною, гречневой, Овсяною, рисовой и пшённой, В варке очень скорой. Насыпайте осторожно, Ведь просыпать меня можно (Крупа) А откуда берется крупа? Из зерен злаковых растений. Злаки — растения со стеблем и колосом на конце, где прячутся зерна. Давайте вспомним, из каких растений получаются крупы для приготовления разных каш. Я загадаю загадки, слушайте внимательно. Интересное зерно — Треугольное оно, Немного необычный Цвет светло-коричневый (гречка) - Как называется каша из гречки (гречневая) - Как называется растение, из которого получают крупу? (гречиха) Как во поле, на кургане Стоит курица с серьгами. Сбросит серьги в котелок – Кушай кашку мой дружок. (овёс) - Как назовется крупа из овса? (овсянка) Но мы чаще едим дробленую овсянку, или геркулес. Была зерном, стала порошком. Бела, да не снег (манная крупа) -Из каких зерен получают манную крупу (из пшеницы) -Какую еще кашу можно приготовить из пшеницы? (пшеничную) До чего вкусна она, Наша каша из пшена! Из чего взялось оно? Желтоватое пшено? Проще нет для нас вопроса, Знай: пшено – крупа? (из проса) -Какую крупу получают из проса? (пшено). -Какую кашу варят из пшена? (пшенную) Малыш, мы растение ищем с тобой, На поле растет лишь залитом водой, И многие-многие тысячи лет Готовили люди его на обед! (рис) -Крупу тоже называют? (рис) Самый северный хлебушко, Что с усами, как дедушка, Дарит кашу перловую, Людям пищу здоровую. (Ячмень) -Ячмень похож на бусинки жемчуга. Жемчуг по другому называют перл, отсюда крупу называют? (перловая, перловка) -Давайте поиграем и соединим, волшебной ниточкой, крупу с растением, из зерен которого она получается. Утренний круг «Чем полезна каша?» Цель: формировать представления о важности и пользе каши в детском питании; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Лучше каши нет на свете. Обойди весь белый свет! Любят взрослые и дети, Кушать кашу на обед. Каша – это главная еда русского человека. Не зря в пословицах говориться: Каша – кормилица наша. Русского мужика без каши не накормишь. Почему же русский народ так ценил кашу? Давайте рассмотрим, какими же полезными свойствами обладают наши любимые каши. Это может показаться очень удивительным, но все то, что необходимо нашему организму, находится в овсяной каше. И если на завтрак есть эту кашу, она поможет взбодриться после сна. Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде. Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими, укрепляются кости и еще много, много можно сказать о достоинствах овсяной каши. Манная каша самая калорийная, она содержит повышенное количество кальция, необходимого для развития и укрепления костей, что делает ее незаменимой для растущего детского организма. Раньше борцов кормили манной кашей перед соревнованиями, чтобы прибавилось силы. Пшено помогает человеку справляться с различными нарушениями в работе сердца. А также улучшает работу желудка и кишечника, выводит из организма ненужные и вредные вещества, которые попадают в наш организм с другими продуктами. Геркулесовая — благотворно влияет на пищеварительную систему, повышает иммунитет, укрепляет кости, усиливает работу мозга и улучшает состав крови. Перловка – очень питательна и способна поддерживать в тонусе весь организм, нагруженный большой физической активностью, она необходима для мозговой деятельности, помогает при запорах, нормализует работу желудочно-кишечного тракта у детей. Пшеничная каша содержит в себе очень мало калорий. Поэтому она прекрасно подойдёт тем, кто сидит на диете и борется с лишним весом. Рис улучшает работу кишечника, быстро заряжает энергией, нормализует уровень сахара в крови, богат витамином В1. Гречневая каша — рекордсмен по содержанию витаминов, необходимых для здоровья человека. Пшеничная, перловая и овсяная – самые «старшие» каши. Человек их ест уже 9 тыс. лет. Рисовую кашу – 5 тыс. лет, гречневую – 4 тыс. лет. Какая каша самая полезная? (Все полезны) Каша – это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Заучить с детьми стихотворение с помощью пиктограммы Игра «Золушка» Цель: закреплять названия круп; развить мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость. Материал: тарелочки с перемешанной крупой (рис и гречка), тарелочки для чистой крупы. Ход: Ребята на кухне, у повара, случилась беда: пакетики с крупами, которые лежали в мешочке, порвались и две крупы перемешались. Нам нужно помочь повару их отделить, она же не может так варить для вас кашу. Аппликация с использованием круп «Каша желанная, каша полезная» Программное содержание: Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания; расширять представление детей о разнообразии круп. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук, мышление и воображение, внимание детей. Воспитывать аккуратность и трудолюбие. Материал: цветная бумага, шаблоны горшочка, и молока, простые карандаши, ножницы, клей, кисть, тарелочки с разной крупой, альбомные листы, салфетки. Ход: Детям предлагается обвести шаблоны и вырезать горшочек и молоко. Наклеить горшочек на альбомный лист. В горшочек налить молока (приклеить), в молоко насыпать крупу. (приклеить) Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу). Беседа «Как сделать кашу вкуснее?» Цель: расширять представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного меню; сформировать представление о добавках для каш. Материал: Иллюстрации добавок к кашам, изображения горшочков с манной кашей, тарелочки с различными добавками: яблоки, бананы, изюм, варенье, клубника. орехи, шоколад. Ход: Звучит песня «Каша — вкусняша (первый куплет) -Ребята, мы с вами много говорили о полезных свойствах каш, которые необходимы для здоровья и развития детского организма. Но что можно сделать, если кто — то из вас воротит нос от полезной овсянки или гречки? Чтобы каша стала вкуснее можно сделать различные добавки. Одна из главных добавок — это сливочное масло. Ведь недаром говорят: «Маслом кашу не испортишь». Можно выбрать для приготовления кокосовое, миндальное, рисовое, овсяное молоко — оно изменит вкус блюда и зачастую в лучшую сторону. ➢ Смешать несколько круп, получится микс — каша «Дружба» Добавить в кашу ягоды, кусочки фруктов, любимое варенье, орехи, ваниль или ванильный сахар. Абсолютный хит – шоколадная каша, достаточно добавить пару кусочков в горячую кашу, и она будет гораздо интереснее. В качестве посыпки можно использовать кокосовую стружку или зефирки маршмеллоу. Если нельзя есть много сладкого, можно сварить кашу на воде и добавить в нее тертый сыр или брынзу, зелень, обжаренные семечки. Вот здесь в горшочках у меня манная каша. А в этих тарелочках — различные добавки: яблоки, бананы, изюм, варенье, клубника, орехи, шоколад. Сейчас каждый из вас добавит в манную кашу, что захочет. Молодцы, очень вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот. Пословицы о кашах: Русская каша – матушка наша. Кашу маслом не испортишь. Что за обед, коли, каши нет. Щи да каша – пища наша. Хороша каша, да мала чаша. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь. Хороша кашка да мала чашка. С ним каши не сваришь (не сговорчивый человек, трудно договориться) ➢ Без каши семью не накормишь. Физкультминутка В землю зернышко попало, (приседают). Прорастать на солнце стало (руки над головой). Дождик землю поливал, (машем кистями рук внизу). И росточек подрастал (медленно встают). К свету и теплу тянулся, (выпрямились, руки вверх, на носочках). И красавцем обернулся, (покружиться). Налетел ветерок закачал колосок (руки вверх качают) Мы в поле придем. Колоски соберем. (ходьба на месте, наклон) Хороводная игра «Варись, кашка» Дети стоят в кругу, взявшись за руки, у нескольких детей на головах ободки с изображением продуктов: молоко, соль, крупа, сахар, масло. Дети идут по кругу, поют: Раз, два, три, Кашу наш горшок вари! Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Наливаем молоко. (В круг выходит молоко) Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Сыпем соль (В круг выходит соль) Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Сыпем сахар. (В круг выходит сахар) Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Насыпаем крупу. (В круг выходит крупа) Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Добавляем масло. (В круг выходит масло) Все продукты размешали, каша варится: “Пых-пых”-Для друзей и для родных. А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом. И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу. Пиктограммы для обучения рассказыванию
|