«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» во второй младшей группе.
Длительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Целевая аудитория: вторая младшая группа (дети 3-4 лет).
Актуальность:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является творческая деятельность детей в детском саду.
Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по аппликации способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей дошкольного возраста практически выработанные графические навыки и умения, что помогает им выражать в аппликации задуманное, поэтому работы детей часто получаются близкими к реальностям. И, вследствие этого, у многих детей появляется желание выполнять аппликацию.
Использование нетрадиционных способов аппликации позволяет разнообразить способности ребенка в работе, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к аппликации в целом. Выполнять можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник аппликации создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,
самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в аппликации свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству, а именно по аппликации с применением нетрадиционной техники способствует развитию:
- ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание искусственных материалов на природные материалы и т. д.)
- мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с природными материалами дети познают ее свойства: (гладкость, шероховатость и т.д.)
- познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционная аппликация основана на творческой фантазии, интересно тем, что работы у всех детей получаются одинаковыми. Она привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – поделка или рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: Цель развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности по нетрадиционной аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками.
- Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
- Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Ожидаемый результат:
- Овладение практическими навыками в аппликации. Появление познавательной активности. Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники аппликации
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники аппликации
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе аппликации с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Вид проекта: творческо-продуктивный.
Используемый материал: бумага разного вида, картон, манка, салфетки, вата, фольга, фантики, клей, кисточки.
Основными условиями реализации проекта являются:
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;
создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);
взаимодействие с семьями воспитанников.
Методы реализации проекта:
подбор методической литературы по теме проекта;
подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей;
обеспечение развивающей предметно-пространственной среды;
участие детей и родителей в творческих конкурсах как на базе ДОО, так и городском уровне.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
- Изучение нормативной, психолого — педагогической, методической литературы, опыта работы по проблеме.
- Создание предметно — развивающей среды.
- Проведение диагностики.
- Анкетирование и консультирование родителей
- Привлечение их к сбору разнообразного материала для аппликации в нетрадиционной технике.
- Работа с Интернет ресурсами по нетрадиционным техникам аппликации с дошкольниками.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной:
- Разработка перспективного и календарного плана по аппликации, с учётом использования нетрадиционных техник.
- Подготовка дидактических пособий, атрибутов.
- Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий, развлечений.
- Работа с детьми, воспитателями, родителями по теме проекта.
- Составление каталога «Нетрадиционные техники аппликации».
- Использование ИКТ ресурсов в образовательной деятельности.
III этап – завершающий:
- Презентация проекта.
- Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
- Организация выставки детских работ.
Перспективный план для детей второй младшей группы
Формы работы
|
Срок/дата выполне-ния
|
Продукт
|
- Выбор темы проекта,
- изучение методической литературы, публикаций в журналах по теме проекта,
- посещение сайтов и изучение интернет-ресурсов по данной теме.
|
Сентябрь
|
Информация по методической литературе
|
- Составление перспективного плана работы по нетрадиционной аппли-кации для детей второй младшей группы.
- Занятие: аппликация из бумажных комочков«Горошинки на зонтике»
Совершенствование отрывной техни-ки создания аппликации, развитие мелкой моторики, обучение умению различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
-Консультация для родителей: «Нет-радиционные техники аппликации»
|
Октябрь
|
Перспективный план по технике обрывной аппликации для детей второй младшей группы.
- Письменная консультация
|
- Занятие:
«Зайчик» (Аппликация из ваты)
Знакомить детей с аппликацией из ваты; воспитывать заботливое отношение к диким животным. Материалы для нашей ватной поделки: — вата, клей ПВА, кисточки.
-Консультация для родителей: «Аппликация. Хорошо или плохо?».
|
Ноябрь
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
-Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
- Занятие: «Ёлочка нарядная»
( Аппликация из фольги и фантиков)
Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. Материалы: изображение ёлочки, фантики, фольга.
-Консультация для родителей: «Ре-бёнок и аппликация».
|
Декабрь
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
- Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
-Консультация для родителей: «Волшебство аппликации».
- Занятие «Снеговик» (Аппликация из ватных дисков)
Учить детей обмакивать ватные дис-ки в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представ-ление о части и целом (снеговик-це-лое, снежки-части). Развивать чувст-во формы. Воспитывать аккурат-ность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.
|
Январь
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
- Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
- Занятие Открытка для папы «Кораблик» (Аппликация из крупы (манка).
Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике аппликации; познакомить детей с праздником «23 февраля»; вызывать интерес к данному виду занятия; воспитывать желание делать подар-ки близким.
Консультация для родителей: «Что такое нетрадиционная аппликация в детском саду?»
|
Февраль
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
- Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
-Листки - памятки для родителей: «Значение аппликации в воспита-нии и развитии ребёнка».
-Занятие «Подарим маме веточку мимозы» (Аппликация из салфеток)
Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить де-тей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчи-ками в маленький шарик; продол-жать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.
Материалы: шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.
|
Март
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
- Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
-Консультация для родителей: «Влияние нетрадиционной техники аппликации из бумаги на развитие творческих способностей детей».
- Занятие «Подснежник» (Аппликация из ваты).
Задачи: продолжить знакомить де-тей с признаками весны, с первым весенним цветком – подснежником, закрепить умение последовательно выкладывать части цветка (стебель, листья, цветок) по заданному воспи-тателем образцу ориентирование на листе бумаге, воспитывать береж-ное отношение к природе, эсте-тический вкус, вызывать чувство ра-дости.
|
Апрель
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
-Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
|
- Консультация для родителей:
«Нетрадиционные техники работы с бумагой».
-Занятие «Салют» (Аппликация из рваной бумаги)
Закреплять умение правильно нак-леивать на фон кусочки рваной бу-маги. Материалы: бумага разного цвета, клей, кисточки.
- Подготовка итоговой выставки детских работ
|
Май
|
- Конспект занятия
- Письменная консультация
- Пополнение картотеки «Образцы»
-Оформление альбома детских аппликаций
- Фото с занятий (для презентации)
- Выставка детских работ
|
Продукты проектной деятельности: Работы с аппликациями, выставки.
Заключение
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания, нанесение аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах.
Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приёмов не только развлекают, но и обучают и развивают.
Список использованной литературы:
1.Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.-352с.
2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 1986.- 152 с.
3.Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
4.Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
5.Ю.Б. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 143 с.
6.Гусакова, М.А. Аппликация/М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987. - 126 с.
7.Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду/ И.Л. Гусарова. М.: Просвещение, 1968.- 250 с.
8.Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М., Просвещение, 1991 г. - 251 с.
9.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
10.Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.- 145 с.
|