Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» во второй младшей группе.
Поделки из бумаги
Автор: Тимонькина Светлана Викторовна   
18.12.2024 19:43

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» во второй младшей группе.«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» во второй младшей группе.

Длительность проекта: долгосрочный (с сентября по май).

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Целевая аудитория: вторая младшая группа (дети 3-4 лет).

Актуальность:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является творческая деятельность детей в детском саду.

Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по аппликации способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

 

Однако у детей дошкольного возраста практически выработанные графические навыки и умения, что помогает им выражать в аппликации задуманное, поэтому работы детей часто получаются близкими к реальностям. И, вследствие этого, у многих детей появляется желание выполнять аппликацию.

Использование нетрадиционных способов аппликации позволяет разнообразить способности ребенка в работе, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к аппликации в целом. Выполнять можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник аппликации создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,

самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в аппликации свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству, а именно по аппликации с применением нетрадиционной техники способствует развитию:

  • ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание искусственных материалов на природные материалы и т. д.)
  • мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с природными материалами дети познают ее свойства: (гладкость, шероховатость и т.д.)
  • познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционная аппликация основана на творческой фантазии, интересно тем, что работы у всех детей получаются одинаковыми. Она привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – поделка или рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель проекта: Цель развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности по нетрадиционной аппликации.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник аппликации с использованием различных материалов.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками аппликации; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  • Прививать интерес к аппликации нетрадиционными техниками.
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Ожидаемый результат:

  • Овладение практическими навыками в аппликации. Появление познавательной активности. Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники аппликации
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники аппликации
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе аппликации с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Вид проекта: творческо-продуктивный.

Используемый материал: бумага разного вида, картон, манка, салфетки, вата, фольга, фантики, клей, кисточки.

Основными условиями реализации проекта являются:

создание обстановки эмоционального благополучия;

создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды;

творческий подход к содержанию образования;

вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);

взаимодействие с семьями воспитанников.

Методы реализации проекта:

подбор методической литературы по теме проекта;

подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей;

обеспечение развивающей предметно-пространственной среды;

участие детей и родителей в творческих конкурсах как на базе ДОО, так и городском уровне.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

  • Изучение нормативной, психолого — педагогической, методической литературы, опыта работы по проблеме.
  • Создание предметно — развивающей среды.
  • Проведение диагностики.
  • Анкетирование и консультирование родителей
  • Привлечение их к сбору разнообразного материала для аппликации в нетрадиционной технике.
  • Работа с Интернет ресурсами по нетрадиционным техникам аппликации с дошкольниками.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

  • Разработка перспективного и календарного плана по аппликации, с учётом использования нетрадиционных техник.
  • Подготовка дидактических пособий, атрибутов.
  • Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий, развлечений.
  • Работа с детьми, воспитателями, родителями по теме проекта.
  • Составление каталога «Нетрадиционные техники аппликации».
  • Использование ИКТ ресурсов в образовательной деятельности.

III этап – завершающий:

  • Презентация проекта.
  • Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Организация выставки детских работ.

Перспективный план для детей второй младшей группы

Формы работы

Срок/дата выполне-ния

Продукт

- Выбор темы проекта,

- изучение методической литературы, публикаций в журналах по теме проекта,

- посещение сайтов и изучение интернет-ресурсов по данной теме.

Сентябрь

Информация по методической литературе

- Составление перспективного плана работы по нетрадиционной аппли-кации для детей второй младшей группы.

- Занятие: аппликация из бумажных комочков«Горошинки на зонтике»

Совершенствование отрывной техни-ки создания аппликации, развитие мелкой моторики, обучение умению различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).

-Консультация для родителей: «Нет-радиционные техники аппликации»

Октябрь

Перспективный план по технике обрывной аппликации для детей второй младшей группы.

- Письменная консультация

- Занятие:

«Зайчик» (Аппликация из ваты)

Знакомить детей с аппликацией из ваты; воспитывать заботливое отношение к диким животным. Материалы для нашей ватной поделки: — вата, клей ПВА, кисточки.

-Консультация для родителей: «Аппликация. Хорошо или плохо?».

Ноябрь

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

-Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

- Занятие: «Ёлочка нарядная»

( Аппликация из фольги и фантиков)

Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. Материалы: изображение ёлочки, фантики, фольга.

-Консультация для родителей: «Ре-бёнок и аппликация».

Декабрь

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

- Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

-Консультация для родителей: «Волшебство аппликации».

- Занятие «Снеговик» (Аппликация из ватных дисков)

Учить детей обмакивать ватные дис-ки в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представ-ление о части и целом (снеговик-це-лое, снежки-части). Развивать чувст-во формы. Воспитывать аккурат-ность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.

Январь      

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

- Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

- Занятие Открытка для папы «Кораблик» (Аппликация из крупы (манка).

Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике аппликации; познакомить детей с праздником «23 февраля»; вызывать интерес к данному виду занятия; воспитывать желание делать подар-ки близким.

Консультация для родителей: «Что такое нетрадиционная аппликация в детском саду?»

Февраль

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

- Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

-Листки - памятки для родителей: «Значение аппликации в воспита-нии и развитии ребёнка».

-Занятие «Подарим маме веточку мимозы» (Аппликация из салфеток)

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить де-тей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчи-ками в маленький шарик; продол-жать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Материалы: шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

Март

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

- Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

-Консультация для родителей: «Влияние нетрадиционной техники аппликации из бумаги на развитие творческих способностей детей».

- Занятие «Подснежник» (Аппликация из ваты).

Задачи:   продолжить знакомить де-тей с признаками весны, с первым весенним цветком – подснежником, закрепить умение последовательно выкладывать части цветка (стебель, листья, цветок) по заданному воспи-тателем образцу ориентирование на листе бумаге,   воспитывать береж-ное отношение к         природе, эсте-тический вкус, вызывать чувство ра-дости.

Апрель

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

-Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

- Консультация для родителей:

«Нетрадиционные техники работы с бумагой».

-Занятие «Салют» (Аппликация из рваной бумаги)

Закреплять умение правильно нак-леивать на фон кусочки рваной бу-маги. Материалы: бумага разного цвета, клей, кисточки.

- Подготовка итоговой выставки детских работ

Май

- Конспект занятия

- Письменная консультация

- Пополнение картотеки «Образцы»

-Оформление альбома детских аппликаций

- Фото с занятий (для презентации)

- Выставка детских работ

Продукты проектной деятельности: Работы с аппликациями, выставки.

Заключение

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания, нанесение аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах.

Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приёмов не только развлекают, но и обучают и развивают.

Список использованной литературы:

1.Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.-352с.

2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 1986.- 152 с.

3.Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду/ З.А. Богатырева. М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

4.Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

5.Ю.Б. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 143 с.

6.Гусакова, М.А. Аппликация/М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987. - 126 с.

7.Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду/ И.Л. Гусарова. М.: Просвещение, 1968.- 250 с.

8.Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М., Просвещение, 1991 г. - 251 с.

9.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.

10.Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.- 145 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год