Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Поделки из пластилина
Автор: Брыксина Татьяна Васильевна   
01.06.2024 00:01

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №58 «СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ БРЫКСИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Описание педагогического опыта.
  2. Планирование деятельности по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Планирование деятельности по пластилинографии с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Тема: «Пластилинография, как средство развития изобразительно-художественных способностей у дошкольников».

 

Скачать конспект

«Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным способом существования человека». (психолог В. Кудрявцев). Творчество – это естественное состояние ребенка, которое воздействует на чувства, эмоции, образное мышление. Творческие способности детей развиваются в различных видах деятельности.

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка» (ФГОС ДО п.1. 6. 4).

Условием формирования творчества является владение ребенком изобразительными навыками и технологиями. Одной из современных технологий, доступных для детей дошкольного возраста является «пластилинография».

«Пластилинография» — это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства. Основной материал – пластилин. Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Я начала внедрять данную технологию со старшей группы, продолжила в подотовительной. Пластилинографией занимаюсь на занятиях по лепке, а также предлагаю детям для самостоятельной художественной деятельности (СХД) после сна.

Причинами выбора мной данной технологии послужило то, что это:

  • нетрадиционная и новая технология;
  • доступная для детей дошкольного возраста;
  • нравится детям, вызывает у них интерес, положительные эмоции;
  • развивает мелкую моторику руки (ММР), позволяет подготовить ребенка к овладению письмом в начальной школе;
  • развивает творческие способности, способствует самореализации ребенка.

Сухомлинский В.А. писал «Истоки творческих способностей и одаренности детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем разумнее ребенок».

Психологами доказано, что интеллектуальное развитие ребенка впрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук. Чем активнее малыш действует с различными предметами и приспособлениями, тем быстрее развивается его речь и основные психические процессы, отпадает проблема обучения и в школе, и в дальнейшем.

Занятия по пластилинографии я провожу 2-3 раза в месяц. Они представляют большую возможность для развития и обучения детей. С их помощью я развиваю в детях:

  • психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение
  • творческие способности
  • пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для обучения в школе; -развиваю ММР: укрепляется сила рук, движение обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребенка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо
  • деятельность по пластилинографии также способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению
  • развиваю регулятивную функцию, дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца

Данная технология помогает мне решить следующие задачи:

  1. Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к лепке и к художественной деятельности.
  2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
  3. Закрепление навыка ориентировки на листе бумаги.
  4. Развивать тонкие движения руки, координацию движений рук, глазомер, подготовка руки к письму.
  5. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств, эмоций и фантазии.

Существует множество приемов пластилинографии. С детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста я использую следующие приемы:

  • раскатывание (цилиндрическая форма);
  • скатывание (шарик);
  • оттягивание;
  • заглаживание;
  • сплющивание (форма лепешки);
  • прищипывание.
  • надавливание;
  • придавливание;
  • размазывание (основные направления – сверху вниз, слева направо);
  • смешивание цветов.

Считаю целесообразным начинать работу по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста, используя простейшие приемы работы с пластилином:

  • раскатывать «колбаски» и «шарики»;
  • сплющивать «лепешки»;
  • оттягивать пластилин;
  • скреплять детали друг с другом.

Для создания лепной картинки я использую следующие материалы:

  • цветной картон, картон с контурным рисунком;
  • набор пластилина;
  • салфетка для рук;
  • стеки;
  • доска для лепки;
  • бросовый и природный материалы.

Работая по технологии «пластилинография», обратила внимание на то, что для лепки подходят не все сорта пластилина. Пластилин должен быть мягким и при размазывании по картону не отваливаться от него. В своей работе я использую пластилин фирмы «Луч».

Для того, чтобы работа по пластилинографии была успешной, я учитываю следующие рекомендации:

  1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.
  3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин).
  4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеенка, салфетка для рук.
  5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее жизнь.
  6. Для того, чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
  7. Чтобы поверхность картин выглядела шероховатой, использую различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
  8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физминутки.

Обучение детей технике «пластилинография» проводила в три этапа.

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

На подготовительном этапе я учу детей приемам надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; вырабатываю правильную постановку пальца. Обучаю приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Вырабатываю умение работать на ограниченном пространстве.

На основном этапе учу не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки, бусинки, паетки и т.д.) для придания большей выразительности работам. Учу умению пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

На заключительном этапе побуждаю детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работ, формирую личностное отношение к результатам своей деятельности.

На подготовительном этапе в работе, как правило, дети испытывают определенные трудности. Рука ребенка еще очень слабая, мышцы находятся в постоянном напряжении, развитие движений пальцев отстает, не соответствует возрасту. Решая проблему низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей, я, совместно с родителями, создала в группе необходимую для работы в этом направлении предметно-развивающую среду. Чтобы снять напряжение с детской руки и заинтересовать техникой пластилинографии, в своей работе с детьми я использовала различные приемы и упражнения для развития мелкой моторики рук:

  • дидактические развивающие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Квадрат Воскобовича», «Танграмм» и др.;
  • пальчиковые гимнастики: «Пальцы – дружная семья», «Осенние листья», «Здравствуй, солнце золотое», «Моя семья», «Доброе утро», «Есть игрушки у меня», «Снежок», «Дружба» и др.;
  • упражнения с крышками, со скрепками, мозаикой, бусинками, пуговицами, с прищепками, с веревочкой: «Выложи ракету», «Любимый цветок», «Транспорт», «Кто быстрее намотает веревочку на карандаш», «Подарок другу», «Застегни пуговицу», «Завяжи шнурки другу», «Надень прищепки на пальцы», «Сделай бусы для мамы», «Пришей пуговицу» и др.;
  • игры манипуляции: «Сорока – Белобока», «Ладушки – ладушки» и др.;
  • самомассаж ладоней и пальцев рук на массажном коврике, на тренажерах с крышками, с использованием различных материалов (шишек, орехов, бусинок, карандашей, фломастеров, массажных мячиков и др.);
  • конструирование из палочек, из бумаги, из скрепок, из прищепок, из геометрических фигур и т.д.;
  • экспериментальная деятельность «Свойства бумаги», «Свойства пластилина» и т.д.

На основном этапе работа по пластилинографии уже не вызывала у детей страха, они работали с интересом и большим желанием. Я научила их самостоятельно выполнять работу по образцу и словесному указанию педагога, использовать в своей работе вспомогательные предметы, умело пользоваться стекой. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, я использовала игровые мотивации. Например, предлагала обыграть свою поделку, рассказать о ней. Эта работа позволила развивать не только пальцы и речь дошкольников, но и все психические процессы, коммуникативные и творческие способности, облегчила общение друг с другом.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии считаю интеграцию всех образовательных областей (по формированию целостной картины мира, социализации, коммуникации и т.д.). Получив определённые знания, дети могут свободно реализовать свой творческий потенциал в изобразительной деятельности.

На заключительном этапе дети всю работу по пластилинографии выполняют самостоятельно, сами выбирают рисунок для работы, цвет пластилина, приемы изображения, фантазируют, хорошо ориентируются на листе бумаги, доводят начатое дело до конца, эмоционально проявляют отношение к результатам своей деятельности и деятельности сверстников.

Успешно овладев техникой пластилинографии, дети способны самостоятельно выполнять коллективные работы, создают картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. У детей сформированы социальные навыки, они работают сообща, владеют навыками партнерского взаимодействия в коллективе, оказывают взаимопомощь.

Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинографии позволила мне решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствующие всестороннему развитию личности ребенка. У детей сформирован интерес к данной технологии. Владение различными приемами изображения способствовало самовыражению детей, реализации их творческого потенциала, формированию желания создавать авторские работы. Получение детьми эмоционального удовлетворения от результатов своей работы положительно повлияло на формирование адекватной самооценки. Укрепилась мелкая моторика руки, что в свою очередь благоприятно отразилось на подготовке руки детей к обучению письму в школе.

Заинтересованность детей техникой пластилинографии послужила основанием для составления мной календарно – тематического плана на год для старшей и подготовительной групп.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год