Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»
Правовая информация
Автор: Тумашева Мария Петровна   
30.10.2020 20:46

«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»

/Из цикла «Моё самообразование» — воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77 город Иркутск/

Основы гражданской идентичности закладываются в условиях дошкольного детства, так как дошкольное детство благоприятно для накопления социально-нравственного опыта по мнению Р.С. Буре, А.В. Запорожца, Н. Н. Подъякова.

Патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения отечественной и региональной культуры. Для этого необходимо определить объём представлений детей о ближайшем окружении, отношение и интерес детей к природе, истории и культуре Отчизны и малой родины / согласно возрасту/. Воспитание гражданской идентичности способствует формированию чувства любви к Родине, гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к родному краю, уважение к его прошлому, настоящему и будущему; чувства собственного достоинства «Я – россиянин». В старшем дошкольном возрасте происходит формирование системы представлений о себе, то есть «Я – концепция».

Формирование гражданской идентичности ребенка имеет большое значение для образования, потому что в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта. Мы знаем, что миссия образования сегодня – это всестороннее развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности в наш высокотехнологичный цифровой век. Дошкольники пытаются самоутвердиться в обществе сверстников и получить признание со стороны взрослых. А нам, взрослым, надо сформировать у подрастающего поколения критическое мышление, которое поможет находить правильный выбор в решении проблем; креативность, чтобы наши дети стали творцами и умели чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах; коммуникативность, чтобы умели общаться, договариваться и налаживать контакты; кооперацию, то есть умению объединяться и работать в команде. Никакой искусственный интеллект не научит человека мыслить нестандартно, креативно и творчески, не научит лидерству, работе в команде, этике взаимодействия в цифровой среде.

К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души», так как у такого народа приоритетом становятся материальные ценности, а не духовность и нравственность. Поэтому так важно с дошкольного детства способствовать развитию духовно-нравственных ценностей, то есть формировать понятия о гражданском долге, гражданской ответственности, знания о истории своей родины/согласно возрасту/, воспитывать стремление и желание быть активным членом общества, то есть быть гражданином —а это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей. Для старших дошкольников важно показать красоту истории родного края, дать элементарные знания о народных промыслах нашего региона, дать понятие о значимости труда их родителей для всего народа. Родители служат примером и образцом для подражания. Их поведение и отношение к памятникам истории, традициям и культуре народов копируют наши дети, и свои наблюдения переносят в игры, в общение со сверстниками. Известно, что культура человека проявляется в его идеалах, ценностях, отношениях с другими людьми, нормами поведения, а также, в его материальных творениях: в научной, промышленной, аграрной, художественной сферах. Поэтому желательно, чтобы родители рассказывали о своих профессиях, подчеркивали значимость и ценность своего труда для других. Только родители способны приобщить ребенка к наследию своей семьи, её традициям, семейным обычаям, только в семье хранится память о её предках… Именно мама с папой обеспечивают чувственный опыт ребенка, приобщая его и к природе родного края – это происходит во время совместных поездок, походов, экскурсий.

Мир развивается стремительно, современные дети растут в совершенно другом мире, другом окружении. Гражданская идентичность наделяет личность чувством «мы», позволяет преодолеть страх и тревогу, обеспечивает уверенность в разных социальных условиях. При познании нравственных ценностей у детей развивается любознательность, жизненная активность, происходит формирование патриотических чувств к дому, семье, д/саду, малой родине; появляется чувство ответственности, которое способствует вхождению ребенка в социум, развитию его самосознания. Старший дошкольник способен уже оценить самого себя, у него уже возникает критическое отношение к поведению сверстников; он уже может регулировать своё поведение… Отношение ребенка к своим успехам и провалам во многом зависит от родителей, родительской оценки их поведения. Для формирования положительной самооценки ребенку очень важно найти область деятельности /при помощи взрослых/, в которой он будет достаточно успешен. Возникающее в этом возрасте оценочное отношение к себе и другим позволяет дальнейшее развитие идентичности.

Воспитание, обучение и развитие – взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек приобретает определенные знания, осваивает систему культурных ценностей, овладевает опытом социальных отношений. В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, а сориентироваться в нем помогаем мы, взрослые: воспитатели и родители.

Поэтому важно расширять круг представлений о родном городе, дать о нём доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято берегут люди, — это значит, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в душу ребенка искорку любви к Родине. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Развивая познавательный интерес к истории и культуре родного города, воспитываем любовь и привязанность к родному краю. Очень хочется, чтобы каждый ребенок проявлял интерес к знаниям о родном городе, уважал труд взрослых, бережно относился к историческим памятникам, к природе, тогда можно считать, что я на правильном пути в формировании гражданской идентичности. Ведь, опыт общения со взрослым является для ребенка главным источником оценки, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год