Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Где водятся волшебники?» |
Познание | |||
Автор: Колесова Ольга Юрьевна | |||
12.07.2025 14:36 | |||
МАДОУ №82 г.Томска Старший воспитатель О.Ю. Колесова Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность. Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Физическое развитие». Оборудование: сосуды с молоком, растительным маслом, соком, пищевые красители, пена для бритья; одноразовая посуда, пипетки (по количеству детей) Предшествующая работа: чтение произведение Т.Прохорова «Волшебные превращения», изготовление пособий для лаборатории, разучивание стихов о явлениях природы.
Ход: Воспитатель: ребята, наши гости знают, что любите проводить опыты, исследования, и они хотят задать вам вопрос, а знаете ли вы, где водятся волшебники? (выслушиваю ответы детей). Сейчас мы с вами отправимся в Академию Волшебства и Магии. В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. А закрыв на миг глаза, Попадаем в чудеса... Звучит музыка из к/ф «Маленький мук», сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, появляется волшебник Сулейман (воспитатель) Волшебник Сулейман: здравствуйте, ребята! Если вы, ребята, Умеете мечтать, К волшебникам, конечно же, Вы сможете попасть! Вы, я вижу, хотите попасть в мою академию Волшебства и магии. Но чтобы попасть туда, надо надеть волшебные колпачки, но дам я их вам после того, как отгадаете загадку и назовете мое имя: «Я единственный на Востоке Кто дает волшебства уроки. Задрожите от удивленья Как начну свои превращения. Все по честному, без обмана У волшебника … (Сулеймана), сказка «Маленький Мук») Ну что же, я вижу, вы хорошо знаете сказки, так и быть пропущу вас. Воспитатель: ребята, вот мы и попали в Академию волшебства. Наденьте шапочки и пройдите в первую лабораторию. В руки палочку возьму Волшебство я призову, Чудо в гости к нам придет, В волшебство нас унесет. Возьмите в руки волшебные палочки. Да-да, это настоящие волшебные палочки. Вы не верите? Чтобы убедиться в этом, проведем опыт. У каждого из вас есть тарелки. Как вы думаете, что налито в тарелках? Верно, молоко. Какого цвета молоко? Ребята, а как вы думаете, молоко может быть разноцветным? (ответы детей). Проверим. Проведем опыт: возьмите краски разного цвета и добавьте их в тарелку. Как только мы коснемся молока нашими волшебными палочками, краски будут перемешиваться сами. Сейчас возьмите пипетки и накапаем в наше молоко по кругу капли разных цветов. (Дети повторяют действия воспитателя). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмите наши волшебные палочки (они находятся в мыльном растворе) и дотроньтесь до молока в самом центре тарелки. Посмотрите, как цветные полоски начинаются двигаться по поверхности молока. А кто догадался, в чем секрет наших палочек? (Выслушиваю ответы детей, обобщаю: мы на мылили палочки мылом, а в молоке содержатся клетки жира, они то и "убегают" от нашей волшебной палочки, забирая с собой краски. Ребята, а кто из вас знает, где используют специальные мыльные растворы? (для мытья грязной и жирной посуды) Физкультминутка: «Сказка о красках» Если б все на свете было Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.) Вас бы это рассердило или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.) Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным... (Руки на поясе, наклоны туловища влево- вправо.) Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, на правой, на двух ногах.) Воспитатель: ребята, я загадаю вам загадку: Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) А вы знаете, что дождь может быть цветным? Цветной дождь – таинственная загадка природы, которая современному человеку покажется невероятной. Удивительно, но о подобном атмосферном явлении люди знали с древнейших времён. Самым распространённым является красный, или кровяной дождь. Причина таинственного природного явления – африканская пыль, которая состоит из множества красных микроорганизмов. Она вздымается ветрами на огромную высоту и воздушным течением перемещается в Европу. Здесь пыль смешивается с капельками влаги и окрашивает их, удивляя жителей необычайным природным явлением. В природе встречаются также оранжевые, жёлтые, розовые и даже шоколадные дожди. Все они образуются в результате смешивания с капельками влаги различной пыли и абсолютно безопасны для человека. Но не редко причиной выпадения разноцветных осадков оказывается загрязнение воздух. (Презентация) Хотите сами сделать цветной дождь? Ведь вы волшебники! У нас на столе банки с обычной водой. Что нам нужно для дождя? Конечно, облако! А что такое облако? (ответы детей). Сейчас, я каждому в банку помещу облако (использую пену для бритья). А теперь вы наберете в пипетку понравившуюся вам краску и будете капать на облако как настоящие волшебники. Вот так вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Посмотрите, какие красивые дождики у вас получились. Пальчиковая игра. Сколько знаю я дождей? – прикасаться пальчиками по очереди к большому, начиная с указательного. Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром, — поочерёдно загибать пальцы. Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Музыкальное сопровождение "Дождь — радуга" С. Прокофьева Дидактическая игра на развитие речевого дыхания "Тучка и дождик". Сначала дети вдыхают носиками и с силой выдыхают через рот так, чтобы зашевелились «капельки». Затем учатся контролировать длину воздушной струи при чтении стихотворения: Я тучка, тучка, тучка, Я по небу лечу. Большим дождём и ливнем Я землю промочу! Волшебник Сулейман: вы, ребята, настоящие волшебники! Я тоже приготовил для вас сюрприз: Волшебное зелье колдунья варила… Листьев толчёных, сухих положила, В ступке смешала с корнем заветным, Бросила что-то ещё незаметно… Что-то под нос себе бабка бубнила, Зельем горячим, она опоила… Сулейман проводит опыт Ребята, а вы поможете мне приготовить зелье? Тогда за дело! Как вы думаете, если налить в стакан две жидкости, они смешаются? Налей, Саша, сок в стакан. Оля, добавь в стакан подсолнечное масло. Что произошло? Жидкости смешались или нет? А как вы думаете, почему это произошло? Подвожу детей к выводу, что жидкости бывают тяжелые и легкие. Масло тяжелее воды, поэтому оно остается на поверхности. (Для опыта понадобится: два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока). Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Предлагаю поблагодарить Сулеймана за гостеприимство. Пришло время возвращаться в детский сад: В круг скорее становитесь, Крепко за руки беритесь Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, В группу мы свою вернёмся. Рефлексия Воспитатель: ребята, вам понравилось в Академии Волшебства и Магии? (ответы детей) Что нового вы узнали? Чему научились?
|