Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Попова Юлия Александровна, Бабенко Надежда Григорьевна   
18.12.2018 11:24

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольниковНетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка. Так как речь формирует личность ребенка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно- психических отклонений в состоянии здоровья.

 

В настоящее время сложилась ситуация, в которой мы видим, что количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии, значительно выросло. Среди них большая часть — это дети дошкольного возраста, страдающие общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности лексической, грамматической и фонетической сторон речи. У дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, часто отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение объема памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в двигательной сфере, недостаточным развитием моторики пальцев рук и т.д.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями на сегодняшний день, актуален поиск новых форм, методов и приемов коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого, психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко, М.И. Чистякова, М.А. Поваляева, и др.

Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом массаж языка и губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания ложкой.

Следующий метод, применяемый в логопедической практике — упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.

Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе — логопедический массаж и обучение самомассажу, который способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют криотерапию — поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.

К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком — это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» — применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.

Сказкотерапия, еще один из нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же можно использовать приёмы музыкотерапии, например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.

Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха.

Литература

1. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Изд-во ГНОМ, 2018. – 32 с.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год