Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
Развитие речи у детей
Автор: Хохлова Елена Юрьевна   
11.08.2019 10:39

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»

Пояснительная записка к занятию

Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора.

Это занятие, на котором дети повторяют, закрепляют и получают новые знания, активизируют словарь по теме. Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических бесед, занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики.

 

Скачать конспект

В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи.

На занятии отрабатывались коррекционно-образовательные, коррекционно -развивающие и коррекционно -воспитательные цели. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы коррекционного развития, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.

В процессе занятия были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…) Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений.

Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа -Кот –Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.

В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики.

В соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
  • продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи: совершенствовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовать прилагательных с существительными, согласовывать числительные с существительными, подбирать слова антонимы.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать художественное восприятие, отзывчивость на музыку, художественное слово;
  • упражнять в составлении рассказов по схеме.

Коррекционно — воспитательные

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение.

2. Введение в тему: послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью).

Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Логопед: В старину месяца называли:

Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой).

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)

Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)

3. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук.

К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим.

Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Логопед: К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, — ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, — ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Логопед.

Пасмурный день — … (Дети: солнечный день)

(Словосочетания: длинные ночи, холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение).

(Дети. Нет, веселое настроение)

Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают)

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Логопед. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

(Дети: Поздняя осень).

Логопед. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы.

А над нашей головой все листочки кружатся.

Сразу видно на дворе: осень начинается,

Ведь рябинки там и тут красные качаются.

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени.

Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч)

Игра «Скажи ласково»

Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.)

Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На магнитной доске карточки с изображением помидора.

(Дети описывают овощи, используя схему-описание)

Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи))

Дидактическая игра «Посчитай овощи и фрукты».

(Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.)

Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки» (индивидуальная работа).

Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек.

Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

(Дети: Грибами и ягодами). Давайте отправимся в осенний лес.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Логопед: Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли…

Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы).

Логопед: Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей. Похвала.

Логопед: Скажите, как улетают птицы?

(Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки))

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

прилетело? Мы расскажем… Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей. Загибаем по одному пальчику, начиная с большого

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек. Кулачки

Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая).

Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом)

Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний).

Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь

(Дети: Хотим.)

Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать

Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь».

Логопед: Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы).

Стихотворение «Осень» (приложение)

Стихотворение «Осенние деревья» (приложение)

Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение)

Логопед вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске.

4. Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год