Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
Развитие речи у детей
Автор: Лучина Зинаида Дмитриевна   
16.08.2019 06:06

Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

  • Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  • Помочь родителям выявить особенности развития речи их детей и предложить варианты развивающих занятий с детьми;
  • Способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, новинки методической, детской литературы, по теме практикума, буклеты. (слайд 1)

Ход собрания

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. (слайд 2)

 

Скачать презентацию

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал.

Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них:

-Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

- Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений. Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. (слайд 3)

Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года).

Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Я предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
  2. Общение ребенка с другими детьми.
  3. Речь взрослого – образец для подражания.
  4. Paзвитие мелкой моторики рук.
  5. Чтение детской художественной литературы.
  6. Игры с ребенком взрослых и друзей. (слайд 4)

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы с Вами должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

  1. Восприятие звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь. (слайд 5)

Особенности речи детей 4-5 лет представлены в буклете. Вы прочитали требования к речи ребенка среднего дошкольного возраста.

В идеале речь должна быть грамотная, внятная, выразительная, осмысленная и т.д. А что же получается на самом деле?

Речь наших детей односложная, состоящая из одних простых предложений, недостаточный словарный запас, присутствуют слова-паразиты, многие дети не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, при чтении стихотворений, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, не выговаривают отдельные звуки, что потом скажется на письме. (слайд 6)

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) (слайд 7)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой, особенно с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которые они сделали своими руками. (слайд 8)

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. (слайд 9)

А сейчас предлагаю перейти к практической части нашего игрового практикума. (слайд 10)

Вашему вниманию на слайде представлены игры, в которые мы играем с детьми в детском саду — «Назови слово со звуком «М"», "Определи наличие звука [д] в слове", “Четвертый лишний”, «Наоборот». (слайд 11)

"Если вдруг. " Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например: Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы

все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?

Родителям предлагаются другие ситуации, например, если бы у вас была:

живая вода

цветик-семецветик

сапоги-скороходы

Ковер-самолет и т. д.

"Играем с пальчиками"

5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.

За домом росли (что) ---

Мама купила в магазине (что) ---

Петя нёс в портфеле (что) ---

Катя нашла в лесу (кого? Что) ---

Около дороги стоял (кто? что) ---

Собака залаяла на (кого? что) ---

Петя увидел в комнате (кого? что)

Катя взяла со стола (что) ---

Мама разогревала на столе (что) ---

Миша поднял голову и увидел (кого? что) ---

«Сосчитай от 1 до 5»

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др.

Один дом –пять домов

Один стол- пять столов

Один шкаф-пять шкафов

Один жук – пять жуков

Один заяц –пять зайцев

Один палец – пять пальцев

Одно платье –пять платьев

Один гусь-пять гусей

Один плащ – пять плащей

Одна мышь – пять мышей

Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент.

Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.

Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим. (слайд 12)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год