Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
Развитие речи у детей
Автор: Свинцова Наталья Александровна   
28.08.2019 23:08

Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.

Речь является ключом к познанию окружающей действительности. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

Уровень развития речи во многом определяет дальнейшие успехи ребёнка при обучении в школе, его социальную адаптацию и для комфортного общения с окружающими.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

 

Дети с ОНР малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Для детей с нарушением речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.

Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и во время непосредственно образовательной деятельности.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи был непосредственно связан и с учетом изменений требований к содержанию дошкольного образования.

Я пришла к выводу, что необходимо изменить способы и средства взаимодействия с детьми по речевому развитию. Таким средством могут являться инновационные технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Средства ОТСМ-РТВ-ТРИЗ включают в себя внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи, мышления, воображения, творческих способностей детей.

ОТСМ-РТВ-ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по мнению практиков (Крохиной И.Н., Кондрашиной О.Е.) даёт несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, а также условий для развития образной стороны речи детей.

Одним из средств развития речевых способностей детей является метод «Каталога», который не только обогащает словарь детей, совершенствует связную речь, но и позволяет детям самим создать творческий продукт.

Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, с помощью какой-либо книги. Сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм составления сказки

  • Выбор главного героя
  • Определение его характера, мотивов и цели поступков
  • Выбор объектов взаимодействия
  • Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
  • Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
  • Придумывание названия получившейся сказки.

Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (радость, удивление, радость, страх и т.д.).

«Составление сказок с помощью метода «Каталога»

в старшей группе

Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сочинять сказки методом каталога

- формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели); их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу
  • развивать связную речь
  • активизировать и обогащать словарь детей

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к сочинению сказок.

Материал: книга, пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки

Ход деятельности

Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает, что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у Дашиной бабушки? (выделение проблемы).

- А вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)

Ребята, давайте превратимся в сказочников и сочиним сказку.

- Как мы начнем нашу сказку?

- Жил-был. Кто? (главного героя находим в книге)

- Какой он был?

- Пошел гулять (путешествовать) куда?

- Встретил злого кого?

- Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- У нашего героя был друг? Кто?

- Что стало со злым героем?

- Что они стали делать?

- Как назовем нашу сказку? (придумываем название)

(Собираем в единое целое ответы, найденные в книге).

Один или несколько детей восстанавливают текст получившейся сказки.

Получилась сказка, которую бабушка сможет рассказать своей внучке Даше.

- Давайте вспомнить, на какие вопросы мы отвечали с помощью книги?

Такая интересная сказка получилась, вот бы увидеть героев из новой сказки.

Давайте их слепим. Каких героев из новой сказки вы хотите слепить?

Физминутка

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

Организация продуктивной деятельности

Лепка героев из получившейся сказки.

- Хотите ли вы подарить своих героев девочке Даше?

  1. Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
  2. Получились ли у нас новая сказка?
  3. Что вам больше всего понравилось?
  4. Интересная сказка получилась?
  5. Хотите дома рассказать сказку, которая у нас получилась?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год