Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
Развитие речи у детей
Автор: Свинцова Наталья Александровна   
28.08.2019 23:08

Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.

Речь является ключом к познанию окружающей действительности. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

Уровень развития речи во многом определяет дальнейшие успехи ребёнка при обучении в школе, его социальную адаптацию и для комфортного общения с окружающими.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

 

Дети с ОНР малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Для детей с нарушением речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.

Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и во время непосредственно образовательной деятельности.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи был непосредственно связан и с учетом изменений требований к содержанию дошкольного образования.

Я пришла к выводу, что необходимо изменить способы и средства взаимодействия с детьми по речевому развитию. Таким средством могут являться инновационные технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Средства ОТСМ-РТВ-ТРИЗ включают в себя внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи, мышления, воображения, творческих способностей детей.

ОТСМ-РТВ-ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по мнению практиков (Крохиной И.Н., Кондрашиной О.Е.) даёт несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, а также условий для развития образной стороны речи детей.

Одним из средств развития речевых способностей детей является метод «Каталога», который не только обогащает словарь детей, совершенствует связную речь, но и позволяет детям самим создать творческий продукт.

Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, с помощью какой-либо книги. Сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм составления сказки

  • Выбор главного героя
  • Определение его характера, мотивов и цели поступков
  • Выбор объектов взаимодействия
  • Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
  • Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
  • Придумывание названия получившейся сказки.

Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (радость, удивление, радость, страх и т.д.).

«Составление сказок с помощью метода «Каталога»

в старшей группе

Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сочинять сказки методом каталога

- формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели); их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу
  • развивать связную речь
  • активизировать и обогащать словарь детей

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к сочинению сказок.

Материал: книга, пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки

Ход деятельности

Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает, что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у Дашиной бабушки? (выделение проблемы).

- А вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)

Ребята, давайте превратимся в сказочников и сочиним сказку.

- Как мы начнем нашу сказку?

- Жил-был. Кто? (главного героя находим в книге)

- Какой он был?

- Пошел гулять (путешествовать) куда?

- Встретил злого кого?

- Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- У нашего героя был друг? Кто?

- Что стало со злым героем?

- Что они стали делать?

- Как назовем нашу сказку? (придумываем название)

(Собираем в единое целое ответы, найденные в книге).

Один или несколько детей восстанавливают текст получившейся сказки.

Получилась сказка, которую бабушка сможет рассказать своей внучке Даше.

- Давайте вспомнить, на какие вопросы мы отвечали с помощью книги?

Такая интересная сказка получилась, вот бы увидеть героев из новой сказки.

Давайте их слепим. Каких героев из новой сказки вы хотите слепить?

Физминутка

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

Организация продуктивной деятельности

Лепка героев из получившейся сказки.

- Хотите ли вы подарить своих героев девочке Даше?

  1. Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
  2. Получились ли у нас новая сказка?
  3. Что вам больше всего понравилось?
  4. Интересная сказка получилась?
  5. Хотите дома рассказать сказку, которая у нас получилась?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год