Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна   
04.11.2019 12:02

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Овладение родным языком – одно из основных приобретений ребенка в дошколь-ном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические осо-бенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких качеств характе-ра, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценно-сти. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто испытывают затруднения в форми-ровании связной речи, у них снижена речевая активность. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка методов коррекционной работы, которые направлены на преодоление речевого недоразвития у детей, имеет большое значение и является сложной логопедической проблемой.

 

скачать конспект

В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педа-гогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Од-нако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и работников ДОУ. Поэтому нами, педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР дошкольного отделения № 2 МАОУ «СОШ № 59 г. Челябинска» совместно с родителями воспитанников, был разработан проект «В мире сказок». Нами было разработано содержание коррекционно-образовательного процесса по формированию монологической речи на основе использования русских народных сказок с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР; создана единая система работы детского сада и родителей по речевому развитию детей.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что, используя раз-работанные занятия на основе сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи, можно по-новому «подавать» давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает зна-чительные сдвиги в развитии связной монологической речи детей в позитивную сторону.

Работа со сказкой включает речевое, эмоционально-волевое развитие, приучает к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывает инте-рес к нему. Такие черты русской сказки, как образность, эмоциональность, поучитель-ность, близки психологическим особенностям детей, соответствуют образной структуре их сознания, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Сказка помогает формировать коммуникативную культуру, раскрывать духовный мир и творче-ский потенциал ребенка.

Сюжетно-тематическая организация занятия способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок активизируют не только словарный запас, но и помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.

На логопедических занятиях по развитию речи сказки помогают составлять доста-точно длинные распространенные предложения. Игры и упражнения «сказочных заня-тий», которые направлены на чередование состояний активности и пассивности, высокую двигательную активность, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

В каждой сказке, которую используют учитель – логопед и воспитатель, в основ-ном присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение раз-личным эмоциям, чувствам, состояниям, «проживая» сказку.

Используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций позволяют детям активизировать вырази тельные средства общения: мимику, речь, пластику. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, инсценирование, педагоги способствуют развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности, также позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств (речь, мимика, пантомима, движения).

Таким образом, использование сказок в коррекционной работе позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить навыки связного оформления собствен-ного высказывания, является одной из эффективных форм воздействия на эмоциональную

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год