Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна   
17.10.2020 04:46

Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.

  • Кемайкина Любовь Викторовна,
  • Скворцова Наталья Михайловна воспитатель

ГБОУ СОШ № 1 имени И.М. Кузнецова с. Б-Черниговка д.с. «Светлячок»

Основными линиями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным является такое построение воспитательно-образовательного процесса, при котором воспитанник имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия. Быть полноценным участником – это значит быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и педагогом. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании, по словам О.В. Сафоновой, является основой речевой деятельности. «Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса», – говорила отечественный исследователь речевой деятельности дошкольников. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств.

 

Поскольку достижение образовательных результатов воспитанниками возможно только когда цель деятельности сливается с мотивами речевого общения, то очевидным является факт преимущества игрового характера любого стимулирующего средства. На мой взгляд, особенно подходящим в этом случае является использование нетрадиционного материала для создания такого полифункционального дидактического средства. В качестве материала для реализации нескольких дидактических задач мною был выбран фетр, с помощью которого был создан дидактический комплект фетровых планшетов «Фетровая сказка».

Практическая значимость дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» заключается в реализации системно-деятельностного подхода в процессе приобретения воспитанниками познавательно-речевого опыта. Кроме того, данное пособие является возможным для применения не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов, а также, что особенно важно, в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной деятельности с родителями в домашних условиях.

Адресатом дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» являются воспитанники среднего и старшего возраста.

Технологическим достоинством фетра является его удобство в применении. Фетровые планшеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, так как они достаточно легко стираются, проглаживаются, обладают прочностью, поэтому их трудно помять или порвать. Кроме того, они их края не требуют дополнительной обработки. Также следует отметить к функциональным достоинствам фетровых планшетов, помимо образовательной направленности, можно отнести наличие тактильно приятных ощущений при работе, разнообразие по цвету и толщине, что позволяет варьировать размеры съёмных деталей планшета.

Общая структура комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» представлена следующим образом:

  1. Каждый планшет состоит из прямоугольной фетровой основы.
  2. Съёмные фетровые фигурные элементы-силуэты на липучках, соответствующие теме планшета.

В настоящее время мною изготовлены три фетровых планшета:

  • планшет «Транспорт»
  • планшет «Сад-огород»
  • планшет «Подводный мир».

Фетровый планшет «Транспорт» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение классифицировать транспорт.
  2. Развивать умение строить сложное предложение с сочинительным противительным союзом «а»: Самолет летает, а машины едут.
  3. Развивать умение согласовывать количественные числительные с существительными: одна машина едет, две машины едут, три машины едут, четыре машины едут, пять машин едут и т.д.
  4. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в составе развёрнутой фразы: машины едут по дороге; самолёт летит высоко в небе и др.
  5. Развивать умение правильно употреблять пространственные наречия: высоко, низко, далеко, близко, справа, слева, впереди, позади, глубоко, мелко.
  6. Создать условия для речевого творчества воспитанников: заканчивать предложение по заданному началу, объединять два разных предложения единым сюжетом или вымышленным персонажем.

Фетровый планшет «Транспорт» условно разделён на три части, каждая из которых символизирует поле передвижения транспорта – воду, небо, воздух.

Фетровый планшет «Сад-огород» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение дифференцировать обобщающие понятия «фрукты-овощи».
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описание, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять тематические сказки.
  5. Развивать умение верно употреблять пространственные наречия.
  6. Развивать умение употреблять предлоги «в, на, под, над» в соответствии с их значением.

Фетровый планшет «Сад — огород» представляет собой поле с различными кармашками, символизирующими грядки, и собственно фетровые силуэты овощей и фруктов.

Фетровый планшет «Подводный мир» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Совершенствовать умение верно называть морских обитателей.
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описания, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять сказку.
  5. Развивать умение верно употреблять существительное в предложном падеже: осьминог дружит с черепахой, морской звездой и т.д.
  6. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением: черепаха – черепашка, осьминог – осьминожек и др.

Фетровый планшет «Подводный мир» состоит из двух частей, символизирующих дно и воду, а также предполагает наличие фетровых силуэтов морских обитателей.

Следует отметить, что помимо специфических задач все три планшета решают такие задачи, как:

  • развивать умение вести диалог
  • совершенствовать умение осуществлять количественный и порядковый счёт
  • совершенствовать умение выполнять тонко дифференцированные движения пальцев рук
  • совершенствовать умение правильно произносить поставленные логопедом звуки

- воспитывать доброжелательность во время общения.

Образовательно-игровое взаимодействие становится возможным при участии от 2 до 4 человек. Большее количество участников затруднит осуществление руководства за высказываниями воспитанников.

Таким образом, применение дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» позволяет достичь следующих образовательных результатов:

  • воспитанники проявляют речевую активность
  • воспитанники могут выражать свои мысли и желания в процессе деятельности
  • воспитанники могут самостоятельно построить развёрнутое речевое высказывание
  • воспитанники верно употребляют фонетические, лексико-грамматические и предложно-синтаксические компоненты родного языка
  • проявляют доброжелательность во время общения со сверстниками и взрослым

Литература

1. Интернет-ресурсы:

  • http: //logoportal. ru/statya-16919/. html
  • https: //infourok. ru/didakticheskoe-posobie-chudesa-iz-fetra-prezentaciya-chudesa-iz-fetra-1645348. html

2. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — http://www. dslib. net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim. html

3Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).

5. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999г.,

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год