Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна   
17.10.2020 04:46

Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.

  • Кемайкина Любовь Викторовна,
  • Скворцова Наталья Михайловна воспитатель

ГБОУ СОШ № 1 имени И.М. Кузнецова с. Б-Черниговка д.с. «Светлячок»

Основными линиями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным является такое построение воспитательно-образовательного процесса, при котором воспитанник имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия. Быть полноценным участником – это значит быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и педагогом. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании, по словам О.В. Сафоновой, является основой речевой деятельности. «Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса», – говорила отечественный исследователь речевой деятельности дошкольников. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств.

 

Поскольку достижение образовательных результатов воспитанниками возможно только когда цель деятельности сливается с мотивами речевого общения, то очевидным является факт преимущества игрового характера любого стимулирующего средства. На мой взгляд, особенно подходящим в этом случае является использование нетрадиционного материала для создания такого полифункционального дидактического средства. В качестве материала для реализации нескольких дидактических задач мною был выбран фетр, с помощью которого был создан дидактический комплект фетровых планшетов «Фетровая сказка».

Практическая значимость дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» заключается в реализации системно-деятельностного подхода в процессе приобретения воспитанниками познавательно-речевого опыта. Кроме того, данное пособие является возможным для применения не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов, а также, что особенно важно, в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной деятельности с родителями в домашних условиях.

Адресатом дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» являются воспитанники среднего и старшего возраста.

Технологическим достоинством фетра является его удобство в применении. Фетровые планшеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, так как они достаточно легко стираются, проглаживаются, обладают прочностью, поэтому их трудно помять или порвать. Кроме того, они их края не требуют дополнительной обработки. Также следует отметить к функциональным достоинствам фетровых планшетов, помимо образовательной направленности, можно отнести наличие тактильно приятных ощущений при работе, разнообразие по цвету и толщине, что позволяет варьировать размеры съёмных деталей планшета.

Общая структура комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» представлена следующим образом:

  1. Каждый планшет состоит из прямоугольной фетровой основы.
  2. Съёмные фетровые фигурные элементы-силуэты на липучках, соответствующие теме планшета.

В настоящее время мною изготовлены три фетровых планшета:

  • планшет «Транспорт»
  • планшет «Сад-огород»
  • планшет «Подводный мир».

Фетровый планшет «Транспорт» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение классифицировать транспорт.
  2. Развивать умение строить сложное предложение с сочинительным противительным союзом «а»: Самолет летает, а машины едут.
  3. Развивать умение согласовывать количественные числительные с существительными: одна машина едет, две машины едут, три машины едут, четыре машины едут, пять машин едут и т.д.
  4. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в составе развёрнутой фразы: машины едут по дороге; самолёт летит высоко в небе и др.
  5. Развивать умение правильно употреблять пространственные наречия: высоко, низко, далеко, близко, справа, слева, впереди, позади, глубоко, мелко.
  6. Создать условия для речевого творчества воспитанников: заканчивать предложение по заданному началу, объединять два разных предложения единым сюжетом или вымышленным персонажем.

Фетровый планшет «Транспорт» условно разделён на три части, каждая из которых символизирует поле передвижения транспорта – воду, небо, воздух.

Фетровый планшет «Сад-огород» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение дифференцировать обобщающие понятия «фрукты-овощи».
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описание, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять тематические сказки.
  5. Развивать умение верно употреблять пространственные наречия.
  6. Развивать умение употреблять предлоги «в, на, под, над» в соответствии с их значением.

Фетровый планшет «Сад — огород» представляет собой поле с различными кармашками, символизирующими грядки, и собственно фетровые силуэты овощей и фруктов.

Фетровый планшет «Подводный мир» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Совершенствовать умение верно называть морских обитателей.
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описания, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять сказку.
  5. Развивать умение верно употреблять существительное в предложном падеже: осьминог дружит с черепахой, морской звездой и т.д.
  6. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением: черепаха – черепашка, осьминог – осьминожек и др.

Фетровый планшет «Подводный мир» состоит из двух частей, символизирующих дно и воду, а также предполагает наличие фетровых силуэтов морских обитателей.

Следует отметить, что помимо специфических задач все три планшета решают такие задачи, как:

  • развивать умение вести диалог
  • совершенствовать умение осуществлять количественный и порядковый счёт
  • совершенствовать умение выполнять тонко дифференцированные движения пальцев рук
  • совершенствовать умение правильно произносить поставленные логопедом звуки

- воспитывать доброжелательность во время общения.

Образовательно-игровое взаимодействие становится возможным при участии от 2 до 4 человек. Большее количество участников затруднит осуществление руководства за высказываниями воспитанников.

Таким образом, применение дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» позволяет достичь следующих образовательных результатов:

  • воспитанники проявляют речевую активность
  • воспитанники могут выражать свои мысли и желания в процессе деятельности
  • воспитанники могут самостоятельно построить развёрнутое речевое высказывание
  • воспитанники верно употребляют фонетические, лексико-грамматические и предложно-синтаксические компоненты родного языка
  • проявляют доброжелательность во время общения со сверстниками и взрослым

Литература

1. Интернет-ресурсы:

  • http: //logoportal. ru/statya-16919/. html
  • https: //infourok. ru/didakticheskoe-posobie-chudesa-iz-fetra-prezentaciya-chudesa-iz-fetra-1645348. html

2. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — http://www. dslib. net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim. html

3Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).

5. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999г.,

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год