Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Мохнова Наталья Борисовна   
21.03.2021 06:23

Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».

Цель: развитие словесного творчества детей с помощью игр ТРИЗ, знакомство с моделью составления лимерика и упражнение в создании рифмованных текстов.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение детей договаривать слова в небольших по объёму литературных произведениях в стихотворной форме
  • формировать умение детей составлять небольшие рифмованные тексты (лимерики) с использованием игр ТРИЗ
  • закрепить с детьми знания детёнышей животных, продолжать учить подбирать слова, характеризующие качества животных и их действия, отвечающие на вопрос «какой» и «что делал»
  • учить делать вывод из короткого рассказа.

Развивающие:

  • развивать творчество, образное мышление, воображение, память.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным и поэтическому творчеству.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций «Животные и их детёныши»,
  • чтение стихотворений и рассказов о животных, беседа по прочитанному
  • игровая деятельность (дидактическая игра «Чей малыш?», словесная игры «Какой? Какая?», «Кто что делает?», игры ТРИЗ «Складные картинки», «Лови складушку», «Рифмы»
  • решение проблемных ситуаций.

Предметно-пространственная среда:

  • книжный уголок
  • настольно-печатные игры «Чей малыш?»,
  • игра ТРИЗ «Складные (рифмованные) картинки»
  • картинная галерея «Котята бывают разные…»
  • ноутбук

Материал:

  • игрушечный котёнок, тарелочка с сосиской
  • маска кота, цветной скотч
  • картинки с изображением тигрёнка, медвежонка, львёнка, поросёнка.

Виды детской деятельности:

игровая, речевая, коммуникативная, познавательная, социализация, восприятие художественной литературы, двигательная.

Используемые современные образовательные технологии:

  • игровые
  • проблемные
  • ИКТ
  • здоровьесберегающие
  • ТРИЗ-технологии
  • личностно – ориентированные.

Ожидаемые результаты:

  • проявляет любознательность и интерес к составлению лимериков, подбирает самостоятельно рифмы
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе общения
  • может использовать в речи новые слова и выражения
  • проявляет эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к животным

Ход НОД:

Вхождение в занятие.

Воспитатель. Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом.

(Слышится мяуканье)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый, пушистый котёнок сидит у меня на руках. Хотите его погладить? (Ответы детей: да, гладят.)

Воспитатель. Мы уже не раз говорили с вами о котах, кошках и котятах. Мы читали с вами удивительные рассказы и стихи об этих милых животных: «Васька» (по книге К. Д. Ушинского «Родное слово»), «Удивительная кошка», «Котята», «Перчатки», «Кот и мышонок», «Кискино горе».

Постановка проблемно — игровой ситуации.

Воспитатель. Посмотрите, кажется, наш котёнок плачет. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Похоже он действительно голодный. Давайте угостим его сосиской. (Перед котёнком ставится игрушечная тарелочка с сосиской). Пока он кушает, давайте вспомним известное стихотворение Б.Заходера «Кискино горе». Давайте прочтём его для котёнка, он, наверное его никогда не слышал. А прочтём мы его в виде игры «Доскажи словечко». Послушайте правило: я читаю стихотворную строчку, а на последнем слове останавливаюсь и произношу только первый его слог. Ваша задача — договорить слово до конца. Готовы? Тогда начнём:

Плачет киска в ко (ридоре),

У неё большое го (ре).

Злые люди бедной ки (ске)

Не дают стащить со (сиски).

Воспитатель. Молодцы, ребята! А как вы поняли, почему у киски горе? (Ответы детей: злые люди бедной киске не дают украсть сосиски.) А что ещё любит кушать киска? (Ответы детей: лакать молоко из блюдца, есть рыбу, ловить мышей, кушать яйцо и сметану.) А как называются детёныши кошки? (Ответы детей: котята.) Правильно, кошка у нас какая? (Ответы детей: большая), а котята какие? (Ответы детей: маленькие.) А что малыши любят делать? (Ответы детей: играть.) Вспомните, а чем любят играть котята? (Ответы детей: бантиком, клубком, мячиком.) Одним словом, тем, что движется. А почему они играют с этими предметами, особенно, когда они находятся в движении? Кого ловят маленькие котята? (Ответы детей: мышку.) Воспитатель. Молодцы! А давайте и мы сей час с вами немного поиграем в подвижную игру «Кошки-мышки» (воспитатель надевает маску кота на одного из детей, а остальные – мышки). Наш кот крепко спит. А мышата будут подходить к коту со словами:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час:

«Раз, два, три, четыре,» -

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

После этих слов кот просыпается и догоняет мышей. Мыши бегут за линию, обозначенную цветным скотчем. Это их дом. (Игра повторяется несколько раз). (Дети садятся на стулья).

Воспитатель. Скажите, а вы хотите вместе со мной стать поэтами и тоже научиться сочинять стихи про котят? (Ответы детей) Наше стихотворение будет состоять из 5 строчек. Покажите все свои 5 пальцев: один, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы). А сейчас давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка». (Повторяйте за мной слова и движения).

Воспитатель. Молодцы! Как я уже сказала наше стихотворение будет состоять из 5 строк. Такое стихотворение называется лимерик и строится оно особым образом.)

Воспитатель. В 1-ой строчке мы всегда будем говорить о нашем госте котёнке. Звучать она будет так: «Жил-был (кто?) …». (Ответы детей: котёнок).

Давайте повторим её ещё раз все вместе. (Жил-был котёнок.). Молодцы!

Во 2-ой строке мы должны будем сказать, какой он, сравнить его с кем-то.

Воспитатель. А для того, чтобы это у нас получилось, я приготовила для вас игру «Чей малыш?». Посмотрите, к доске прикреплены изображения 5-ти животных с их детёнышами. Давайте их назовём. (Только не забывайте, что это мамы: не тигр, а тигрица.) Кого вы видите на 1-й картинке? (Ответы детей). Правильно. А как называется малыш тигрицы? (Ответы детей) А у медведицы? (Ответы детей. А у львицы? (Ответы детей). А у свиньи? (Ответы детей). А у лисы? (Ответы детей.) Молодцы! Всё верно.

Воспитатель. А сейчас давайте попробуем сочинить две строчки про котёнка и тигрёнка. Скажите, какой тигрёнок? (Ответы детей: маленький, дикий, полосатый.) А какое из этих слов относится только к тигрёнку? (Ответы детей: полосатый) Давайте сравним теперь котёнка с тигрёнком: Жил-был котёнок. (Какой?) Полосатый, как (кто?) …тигрёнок.

Воспитатель. В 3-й строке мы должны сказать, что он делал. А как вы думаете, что нравится делать котятам? (Ответы детей: играть, гулять, есть сосиски, пить молоко.) Давайте попробуем сочинить 3-ю строку: Ему нравилось (что делать?)(Ответы детей: играть)

Воспитатель. В 4-й строке мы скажем, с кем общался котёнок? (Ответы детей: со мной, с бабушкой, с мамой.) А как он с вами играет? (Ответы детей: бежит за мной, за бантиком, за игрушкой, хватает за ноги и др.) На каком варианте остановимся? (Не забывайте, что «играть» должен рифмоваться с вашим обозначением действия). (Ответы детей: хватать). А кого он хватал за ноги: тебя, маму, бабушку и др.? (Ответы детей: меня). Вот у нас и появилась 4-ая строчка: «Меня за ноги хватать». Давайте прочтём все четыре строчки нашего стихотворения:

Жил-был котёнок.

Полосатый, как тигрёнок.

Ему нравилось играть,

Меня за ноги хватать.

Воспитатель. А в 5-й строке мы сделаем вывод. Если котёнок очень любил играть, то, значит, он был какой? (Ответы детей: игривый, подвижный, весёлый, активный.) Молодцы! Пятая строчка у нас будет начинаться со слов: Вот какой был... Повторите. А теперь соедините это начало с выбранным вами словом. (Ответы детей: Вот какой был игривый котёнок.) Молодцы! А теперь давайте прочтём все 5 строк:

Жил-был котёнок.

Полосатый, как тигрёнок.

Ему нравилось играть,

Меня за ноги хватать.

Вот какой был весёлый котёнок!

Над остальными лимериками мы работаем аналогично.

Результаты нашего совместного творчества:

Жил-был котёнок.

Неуклюжий, как медвежонок.

Любил он бегать и играть

И на пол вещи все ронять

Вот какой неуклюжий котёнок!

Жил-был котёнок.

Лохматый, как маленький львёнок.

Он любил царапать когтями дверь:

«Ах, какой ты у нас хищный зверь!» -

Говорила ему моя мама.

Жил-был бездомный котёнок.

Грязный, как поросёнок.

Его девочка Маша нашла,

Помыла и домой принесла.

И стал он пушистый котёнок!

Жил-был котёнок.

Хитрый, как лисёнок.

Быстро съест свою сосиску,

А потом нюхает пустую миску:

«Ах, какой я голодный котёнок!»

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии вы научились сочинять короткие стихи? (Ответы детей). Про кого мы сочиняли лимерики? (Ответы детей: про котят.) Из скольких строк состояло наше стихотворение? (Ответы детей: из пяти.) С какими животными мы сравнивали котят? (Ответы детей: с тигрятами, медвежатами, львятами, поросятами, лисятами.).

Воспитатель. Смотрите наш котёнок скушал сосиску (убрать незаметно) и совсем перестал грустить. Я предлагаю вам в память о нашем сегодняшнем госте дома нарисовать рисунок вашего любимого котёнка. Подумайте, на детёныша какого животного он будет похож: внешне или по характеру? Принесите рисунки в детский сад, и мы с вами обязательно сочиним стихотворение про вашего котёнка. А потом соберем все рисунки вместе и создадим альбом. Предлагаю назвать его «Хороши у нас котята». Согласны? (Ответы детей). Тогда спасибо всем за работу, и мы с котёнком будем ждать ваши рисунки для нашего альбома.

Занятие подготовили Мохнова Н. Б. и Мамедова А. Я.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год