Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.
Развитие речи у детей
Автор: Колотова Анастасия Викторовна Полякова Марина Владимировна   
12.05.2021 17:45

Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.

Связная речь — это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Связная речь характеризуется следующими особенностями: развёрнутостью произвольностью, логичностью.

Связная речь детей с общим недоразвитием речи отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, а иногда ограничивается только отдельными фразами или краткими ответами на поставленный вопрос. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Детям с трудом удается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда.

 

Обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин. Но следует отметить, что у детей с ТНР переход от вопросно-ответной формы речи к самостоятельному связному высказыванию достаточно труден и требует применения разнообразных игровых приемов, большого количества иллюстрационного материала. Поэтому в процессе работы по развитию монологической связной речи большое внимание уделяется составлению описательных рассказов.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача рассказа – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, наблюдательности.

В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи.

  • Развитие умения выделять существенные признаки и основные части, детали предметов.
  • Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета.
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

  • подготовительные упражнение к описанию предметов
  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания
  • описание предметов по основным признакам
  • обучение развёрнутому описанию предмета
  • закрепление полученных навыков составления рассказа — описания, в том числе при проведении игровых и предметно — практических занятий.

Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо признаком (пирамидки разного цвета, но одинаковые по величине и форме)

Затем предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты).

Далее сравниваются предметы, групп, например имеющих один — два общих признака (помидор, арбуз, мяч)

Позже, дети учатся составлять описания по вопросам педагога.

Простое описание первоначально, состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) или некоторые вкусовые:

Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют.

Составление описания ребёнком предваряется образцом, который даёт педагог.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану – схеме.

Далее следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания:

- Проводится коллективное составление плана.

- Определяются главные содержательные элементы рассказа «О чём мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»

В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему. Весьма эффективным является использование демонстрируемого действия и игры в процессе составления рассказа, когда для описания предмета или сюжета подключаются игрушки. Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год