Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей в театрализованной деятельности
Развитие речи у детей
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна   
21.10.2022 21:17

Развитие речи детей в театрализованной деятельностиРазвитие речи детей в театрализованной деятельности

Автор статьи Воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Наталья Григорьевна МБОУ Атепцевская СОШ ДО 

 Как известно, дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех её сторон: грамматической, лексической, фонетической, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей. На протяжении всего дошкольного возраста происходит совершенствование и обогащение речи ребенка, которая превращается в одной из условий познания. Происходит формирование и усложнение функций речи: планирующей, коммуникативной, регулирующей, знаковой, экспрессивной. Уровень речевого развития оказывает существенное влияние на успешность обучения ребенка в дальнейшем, а его недостаточность приводит к осложнениям в общении, влияет на общую готовность к обучению в школе, препятствует усвоению грамоты.

 

На развитие детской речи оказывает влияние всё окружение ребенка: общение со взрослыми и сверстниками, психологический климат и взаимодействие дома, в детском саду и на улице. Весь дошкольный возраст в целом опосредован языком, потому и речевое развитие находится в прямой зависимости от качества совокупных действий со стороны взрослых. Открытия, совершаемые ребенком ежедневно, становятся на его жизненном пути самыми яркими впечатлениями, и именно их вербализация является движущим фактором развития речи.

Во всем своем многообразии речь является незаменимым компонентом общения. Эффективной предпосылкой совершенствования речи дошкольников является формирование эмоционально благоприятной обстановки, ситуаций, способствующих возникновению у ребенка желания быть активным участником речевого общения. Создать такие ситуации возможно посредством театрализованной деятельности, в которой даже самые скованные и необщительные дети способны раскрыться, вступая в речевые диалоги театральной постановки. В процессе театрализованной деятельности дети в роли персонажей испытывают различные эмоциональные состояния, они способны эмоционально раскрыться и проявить личностные качества, не свойственные детям в их повседневной жизни.

Развитие речи детей происходит достаточно быстро, проходя определенные этапы. Младенец общается с семьёй посредством плача, но уже к концу дошкольного возраста ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение. К старшему дошкольному возрасту ребёнок накапливает значительный словарный запас, использует простые распространенные и сложные предложения, умеет контролировать свою речь и критическое отношение к грамматическим ошибкам. Вообще, в старшем дошкольном возрасте отмечается особая языковая одаренность детей. Дошкольник конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты[1].

Однако, исследователи сталкиваются с тем, что в условиях современной реальности, образная, богатая различными синонимами, дополнениями и описаниями речь – большая редкость среди детей дошкольного и преддошкольного возраста. Они выделяют типичные проблемы развития речи дошкольника:

-                   бедность речи, недостаточность словарного запаса;

-                   односложность речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

-                   неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;

-                   отсутствие навыков культуры речи;

-                   бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу, сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;

-                   неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста[2].

Частично эти проблемы связаны с техническим прогрессом, когда внутрисемейное общение заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми и т.д. Как следствие – у большого количества детей к школьному периоду отмечаются речевые нарушения.

Поэтому, задача педагога использовать все средства и методы развития речи дошкольников. И одним, на наш взгляд, из наиболее эффективных методов развития речи является театральная деятельность.

В общем работа педагога по развитию речи включает в себя:

1.      Работу над звуковой культурой речи;

2.      Формирование грамматических навыков;

3.      Расширение словарного запаса слов (лексика);

4.      Развитие речевого творчества;

5.      Развитие связной речи.

Дети старшего дошкольного возраста хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы, показать рассказ-инсценировку на какую-либо тему. Это и должно использоваться, как мотивирование развития речи ребёнка. Театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как она глубоко заложена в его природе и связана с игровой деятельностью. Любое впечатление из окружающей жизни ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он получает огромное эмоциональное наслаждение[3]. Одновременно театрализованная деятельность включает в себя и обширный ряд всевозможных средств, инструментов по формированию речевой активности детей. Принимая участие в театральных постановках, дети активно познают окружающий мир через его краски, звуки, музыку, образы. Они размышляют, анализируют сложные ситуации, обобщают, делают выводы. Всё это является в последствие базой для умственного развития и совершенствования речи. Оптимально подобранные и использованные на практике методические приемы способствуют совершенствованию интонационной выразительности речи. Посредством театральной деятельности развивается речевое дыхание, правильная артикуляция.

Театральная деятельность может быть разнообразной, включать различные формы. Одним из эффективных инструментов развития речевой деятельности с включением элементов театрализации можно назвать пальчиковый театр, который развивает мелкую моторику рук и формирует одновременно диалогическую речь у ребёнка. Упражнения объединяются сюжетом, который у детей старшего дошкольного возраста может быть достаточно сложным. Дети выстраивают диалоги, могут придумывать маленькие сюжеты, рассказы, сказки. Они подбирают слова-признаки, слова-действия и
т. д.

Для продуктивной работы в группе необходимо обеспечить соответствующую предметно-развивающую среду. В этом случае хорошо помогает совместная работа с родителями, включение их в процесс подготовки костюмов, декораций. Это также способствует укреплению детско-родительских отношений. В кругу семьи обсуждаются театральные представления, соответственно, общаясь уже дома, дети продолжают развивать речевые навыки.

Для развития речи в театрализованную деятельность также включаются дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика с использованием музыкальных инструментов. Целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии. Театрализованная постановка может быть записана на видео или создана в форме красочной яркой презентации-отчета. Дети в таком случае смотрят на себя со стороны, анализируют, делают выводы и самостоятельно корректируют свои речевые недостатки.

Эффективным инструментом развития речи в театральной деятельности являются песни.

На практике педагоги часто используют разные виды театрализованных игр, которые позволяют развить артистические способности детей, активизировать и уточнить словарь, расширить словарный запас, прорабатывать правильное произношение звуков, интонационную выразительность речи, воспитать культуру речевого общения, стимулировать импровизацию диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Для этого, обычно, в группе создаётся соответствующая театрализованная зона: ставится театральная ширма, подготавливаются и хранятся музыкальные инструменты, которые дети используют в своих играх. Приведём примеры театрализованных игр для дошкольников.

Театрализованная игра «Успокоить малыша». Цель: развитие монологической речи. Реквизиты: погремушка, соска, книжка, кубики, кукла, машинка. Ход игры. Проводится конкурс плакс. Лучший плакса играет роль малыша. Дети, чтобы успокоить малышей, могут использовать приготовленные предметы или придумать что-нибудь сами (спеть, рассказать сказку).

Театрализованная игра «Телефон». Цель: развитие диалогической речи. Реквизиты: 2 телефона. Ход игры. Ребята делятся на две команды, педагог приглашает по два человека от каждой команды. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора, например: поздравить с днем рождения; пригласить на спектакль друга, который не любит ходить в театр; утешить друга; извиниться за то, что обидел друга; пригласить на день рождение.

Как мы видим, в работе с дошкольниками могут использоваться не только театрализации по художественным произведениям или инсценировки жизненных ситуаций, но и разные виды театрализованных игр.

Таким образом, можем сказать, что театрализованная деятельность на сегодняшний день является одним из доступных и близких ребенку эффективных способов развития речи. Она может органично сочетаться с другими моментами повседневной деятельности, включаться в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время.

 

Список используемых источников

  1. Ахмадуллина Л.И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка-дошкольника // ФӘн-наука. - 2012. - Т. 1. - № 11 (14). - С. 39-40.
  2. Делягин В.М. Задержка речевого развития // Русский медицинский журнал. - 2013. - Т. 21. - № 24. - С. 1174-1177.
  3. Елизарова С. В., Соловьева Н. В. развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности с использованием современных технологий в соответствии с ФГОС ДО //ББК 74.202. 5 П 26. – 2022. – С. 298.
  4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
  5. Щеткин А. Театральная деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез. 2007
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. –348 с.

 


[1] Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 63.

[2] Делягин В.М. Задержка речевого развития // Русский медицинский журнал. - 2013. - Т. 21. - № 24. - С. 1174-1175.

[3] Щеткин А. Театральная деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез. 2007

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год