Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ИСТОРИЙ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Скакова Анастасия Николаевна   
29.10.2022 22:20

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ИСТОРИЙ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ИСТОРИЙ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скакова Анастасия Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад № 502 комбинированного вида"

Аннотация. В статье рассмотрены методические основы обучения рассказыванию историй из личного опыта детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие методы и приемы как: вспомогательные вопросы, рассказывание по плану, образец рассказа воспитателя, коллективное рассказывание, анализ и оценка детских рассказов, моделирование, иллюстрирование рассказов детскими рисунками.

Ключевые слова: связная речь, истории из личного опыта, старший дошкольный возраст, методы и приемы в ДОУ.

В современном дошкольном образовании речь считается фундаментом воспитания и обучения детей. Степень освоения связной речью обуславливается способностью контактировать с людьми и общее умственное развитие ребенка.

 

Умение правильно говорить на своем родном языке – это не только верно построенное высказывание. Ребенку необходимо научиться рассказывать: не просто обозначить объект, но и описать его, рассказать о каком-то происшествии, логически изложить о случившимся и другое.

Важным требованием для развития связной речи является грамотно организованная словарная работа и формирование грамматических навыков.

Как показывает опыт, многие дети инициативно обмениваются своими впечатлениями о произошедших историях, но с нежеланием откликаются на просьбу составить рассказ по предложенной теме. Чаще всего, это случается не потому, что знания ребенка по этому вопросу недостаточны, а вследствие того, что он не способен правильно составить их в связные речевые выражения. О.С. Ушакова утверждает: «Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т.п.» [10, с. 101]

Формируя умение детей рассказывать истории на темы из опыта, воспитатель обращает внимание на то, чтобы они передавали свои мысли хронологически, говорили четко, не спеша, довольно громко; учит использовать верные слова и словосочетания, компоненты образной речи; наблюдает за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

Рассказы из личного опыта труднее для детей, так как детям необходимо лично выбрать из своего опыта конкретный сюжет из своего рассказа. Дошкольник должен рассказывать довольно подробно и ясно, так как описываемый объект или явление слушатели не видели.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина отмечали, что «рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал». [1, с. 328]

В рассказах на темы из личного опыта ребенок формирует умение индивидуально подбирать конкретные выражения и фразы, он, по словам Е.И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа». [8, с. 111]

В обучении рассказыванию историй из личного опыта детей старшего дошкольного возраста разумно пользоваться следующими методами и приемами: дополнительные вопросы, рассказывание по плану, образец рассказа воспитателя, коллективное рассказывание, анализ и оценка детских рассказов, моделирование, иллюстрирование рассказов детскими рисунками.

Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт. Сначала применяется образец в виде начала рассказа. Воспитатель приступает к рассказу о событиях, а дети продолжают. Педагог задает наводящие вопросы, напоминает, предлагает вспомнить какой-то случай и рассказать о нем. В таком повествовании многие дети присоединяются к процессу, дополняя друг друга. В результате выходит полный текст, в котором есть начало, середина и конец.

Следующим приемом обучения детей рассказыванию историй из личного опыта является рассказывание по плану, который представлен в виде вопросов или указаний. План помогает еще больше сконцентрироваться на предмете рассказа, развитию последовательности в пересказе событий. Т.А. Ткаченко[9] предлагает применять наглядные планы в виде «опорных сигналов» — схематических изображений, которыми педагог сопровождает каждый пункт плана. Такая опорная наглядность содействует последовательному изложению текста.

Другим приемом обучения служит образец рассказа воспитателя. «В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту.

Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка». [1, с. 331]

Продуктивно пользоваться и таким приемом, как рисование детьми своей любимой игрушки, домашнего питомца, собственного дома с дальнейшим повествованием о изображенном. Е.И. Тихеева считала: «В дошкольный период ребенок не может писать и потому он зарисовывает свои мысли и представлений. Рисунки ребенка при помощи наводящих вопросов постепенно начинают воплощаться в точное словесное оформление, которое опирается на прочувствованное и усвоенное им содержание». [8, с. 135]

В связи с тем, что у детей развивается понимание особенностей языка и продуктов своей речевой деятельности, особую ценность приобретает анализ детских рассказов и их оценка (подбор наиболее точных высказываний и формулировок, логичность рассказа, язык, четкость). К анализу привлекаются дети, а оценка педагога должна быть благоприятной, точной, без лишних фраз.

Наводящие вопросы, как правило, задают после рассказывания для конкретизации или дополнения, для того, чтобы не отступать от логически связной и плавной речи. По мнению Л.А. Пеньевской «вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи» [6]

Еще одним приемом обучения детей рассказыванию историй из личного опыта является моделирование. Сперва модель представляет собой рисунок структуры воспринимаемого текста, а после как ориентир для самостоятельного создания рассказа.

Часто встречающейся моделью является круг, разграниченный на три неравноценные движущиеся фрагменты, каждый из которых символизирует начало, основную часть и конец рассказа. Допустимо применять так же абстрактные символы для замены слов и словосочетаний, находящихся в начале любой части повествования или рассуждения. Для обучения связной речи так же употребляются схематические рисунки героев и совершаемые им действия.

Поэтапно у дошкольника развиваются итоговые понятия о закономерной очередности текста, на которые он опирается в самостоятельной речевой деятельности.

Таким образом, именно уровень развития связной устной речи определяет успешность обучения детей в школе. Ребенок может давать обстоятельные ответы на трудные вопросы, обоснованно и полно, доказательно и разумно изъяснять свои личные суждения, воссоздавать содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и фольклора.

Для достижения связности речи следует также искусно употреблять интонацию, логическое (фразовое) ударение, согласовывать соответствующие для высказывания данной мысли слова, уметь выстроить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
  3. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
  4. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание/В. В. Гербова. — 2011. — N 9. — с. 28-34.
  5. Кузь Н.А., Степакова О.Н. Особенности проектирования основной образовательной программы дошкольного образования для групп комбинированной направленности // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 2 (54). С. 30-38.
  6. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. — 1941. — Т. 30. — С. 27-71.
  7. Пеньевская, Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском саду / отв. ред. А.П. Усова. — М., 1950. – 111с.
  8. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду/ О.И. Соловьева. – М., 1960. – 180 с.
  9. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981. – 20 с.
  10. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «учим говорить правильно» — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)
  11. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. — 2-е изд., переработан и дополнен под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 272с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год