Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»
Развитие речи у детей
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна   
31.12.2022 09:14

Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Еще в средней группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас недостаточно обогащен. Рассказы детей даже на близкую им тему отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Исходя из важности и актуальности темы, я поставила перед собой цель научить детей грамотно и связно излагать свои мысли.

Программа ДО «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ставит перед нами следующие задачи:

  • совершенствование диалогической и монологической форм речи;
  • формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитание культуры речевого общения;
  • развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
  • совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие умения составлять рассказы из личного опыта;
  • совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников создала речевую среду. Основными составляющими речевой развивающей среды являются:

  • речевой уголок
  • театрализованный уголок
  • сюжетно – ролевые игры.

Речевой уголок включает в себя:

  • предметные и сюжетные наборы картинок
  • схемы описания и сравнения на различные темы
  • дидактические игры — «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Узнай, что за зверь?», «Кто, что умеет делать?», «Скажи, что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Назови предмет», «Подбери и назови», «Профессии», «Веселые поварята» и т.д..
  • артикуляционную и дыхательную гимнастику
  • пальчиковые игры.

Через театрализованную деятельность совершенствуется монологическая и диалогическая речь, развивается интерес к литературе, активизируется словарь. В театрализованном уголке размещены различные виды тетра: театр кукол, пальчиковый театр, театр картинок, настольный театр. В данный момент дети легко с диалогом могут инсценировать до десяти сказок: «Зимовье», «Три поросенка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Коза – дереза», «Три медведя» и т.д..

Через сюжетно-ролевые игры развивается речь детей, умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Большую часть оборудования для игр комплектую по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Развитие речи дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Образовательную деятельность по речевому развитию провожу по пособию О.С. Ушаковой «Развитие речи детей».

Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Поэтому при организации образовательной деятельности использую:

  • артикуляционную «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот», «Жало змеи», «Конфетка» и дыхательную гимнастики
  • пальчиковые игры «Братцы», «Повстречались», «Лодочка», «Замок», «Зайцы», «Дружба», «Ладушки – ладошки» и т.д., которые дети выполняют с удовольствием
  • физминутки с движениями и словами (логоритмика)

Для развития речевой активности у детей в своей работе использую следующие виды рассказывания:

  • составление рассказов и сказок по картине и серии сюжетных картинок (в группе собраны наборы сюжетных «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и предметных картин)
  • составление описательных рассказов
  • пересказ (выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание, пересказ без опоры на наглядность)
  • самостоятельное составление рассказа.

Для успешного развития у детей речи провожу дидактические игры: «Закончи предложение», «Назови три слова», «Сравни предметы», «Назови как можно больше предметов», «Подбери рифму», Чем похожи, чем отличаются», «Скажи по другому», «Придумай предложение» и т.д.

Также на занятиях по речевому развитию использую приёмы мнемотехники. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений, поговорок, пословиц, чистоговорок, в пересказывании русских народных сказок.

Особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает процесс интересным и выразительным.

Развитие связной речи происходит во всех видах организованной образовательной деятельности. Без участия речи, словарной работы не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математике, музыке и т. д. через физкультминутки (логогимнастики), дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, артикуляционную и дыхательную гимнастики, пальчиковые игры, художественное слово и т.д.

Работа по развитию связной речи проводилась в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов. Совместно с родителями были разработаны: выставка «Книжка — малышка», подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды.

Из данных диаграммы видно, что у детей обнаружились значительные положительные изменения в развитии связной речи.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по развитию связной речи у детей значительно приблизился к поставленной цели (научить детей грамотно и связно излагать свои мысли).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год