Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие речи у детей
Автор: Улыбина Анна Александровна Матюшкина Асия Накифовна Колматаева Алия Сагаткалиевна   
17.12.2023 03:00

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: диалогическая речь; игровые технологии; развитие; старший дошкольный возраст.

Аннотация: В данной статье выделяется и описывается общая система развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Аргументируются особенности и механизмы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Особое внимание акцентируется на выявлении эффективности плана игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций (предложений, создаваемых на основе определённых правил. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи[1, с. 158].

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А. Г. Рузской[2, с. 128]., является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Для развития диалогической с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Занятия по развитию речи проводятся с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, в которой ребёнок удовлетворяет свою потребность быть как взрослый, свободно выражать свои желания, воплощать фантазию, общаться со сверстниками. В процессе игры развивается сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. В игре воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально [3, с. 38]. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Мотив игры внутри самой игры – это увлечённость процессом. Дети играют, потому что хотят играть.

В дошкольном детстве благодаря игровой деятельности развивается творческое начало, воображение. Игра служит ступенью, подготовительным этапом к художественному творчеству.

Из чего состоит игра?

Замещение (предметов, лиц, ситуаций). Главным условием замещения одной игрушки другой является не внешнее сходство, а возможность определённым образом действовать с этим предметом. Замещение свидетельствует о формировании знаковой функции сознания. Это ключ к развитию мышления. Функция замещение возникает в игре и развивается[4, с. 10].

Воображаемая ситуация. По мнению Выготского Л. С. воображаемая ситуацию можно написать следующим образом, воображаемая ситуация создаёт правило. Ситуация меняется если: 1) если нет возможности договорится между собой; 2) не умение следовать правилам. Суть воображаемой ситуации – это правило.

Составляющим является роль. В игровой роли ребёнок берёт на себя обобщённую функцию взрослого человека. Играет по правилам этой роли.

На современном этапе в педагогике, используется несколько видов классификации игр дошкольников. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

  1. Творческие игры (сюжетно-ролевые);
  2. Игры с правилами (дидактические).

Первая группа — это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении игры. Активность детей имеет инициативный, творческий характер — дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения. Особенность этих игр состоит в том, что в них всегда вводятся правила игрового взаимодействия детей, в результате возникает речевое взаимодействие участников игры – диалог.

Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Сюжетно-ролевая игра является исходной, если ребёнок не овладел механизмом сюжетно-ролевой игры, то игры с правилами будут недоступны, так как в них есть выигрыш и поражение. Цель в игре с правилами — выигрыш.

Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на развитие речи лучше использовать в игровой форме.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстником и в последующем к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность[5, с.113].

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [6, с. 1512]..

Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Среди подвижных игр встречаются игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей, способствует работа с использованием игр-драматизаций, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы — от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр Академия, 2018. – 158 с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, – 2018. – 128 с.
  3. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2018. – №1. – С. 23.
  4. Седов К.Ф. Речь и мышление в отечественной психологии / Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. – 2019. – № 1. – С.10.
  5. Ступак Л.В. Онтогенез диалогической речи. // Специальное образование. – 2018. – № 3. – С. 113.
  6. Чеканова М.В. Становление диалогической речи в онтогенезе. // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 1512.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год