Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»
Развитие речи у детей
Автор: Мурзина Ирина Васильевна Гараева Татьяна Владимировна   
21.12.2023 10:48

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»

Программное содержание:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
  • Продолжать учить детей правильно строить предложения.
  • Развивать связанную речь.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок по временам года, сл/и «Назови дни недели», д/и «Кто больше?», д/и «Закончи предложение», д/и «Скажи наоборот», мемо «Времена года», и другие.

 

Материал:

  • Рассказ В. Даля «Старик-годовик»,
  • Мнемотаблица, фломастер,
  • Картинки с изображением разных времён года. 

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг и настроимся на занятия.

(Дети) Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята сегодня я увидела, на столе нашей группы письмо. Но что же там внутри, я не знаю. Откроем его вместе?

- Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:

Одна от горя седая,

Другая зеленая, молодая,

Третья жаркая, пряная,

Четвертая желтая, румяная. (времена года)

- А давайте подберем слова, подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (Лето, осень, весна) (дети отвечают)

Основная часть

- Скажите какое у вас любимое время года и почему?

(Дети называют)

- А мне очень нравится весна. Весной так становится тепло, появляются цветы, солнышко ласково светит, птички ласково поют. Ребята, а вы знаете, что был такой дедушка, который мог из рукава птиц пускать?

- Об этом дедушке В.Даль написал сказку-загадку «Старик-годовик». Хотите послушать? Тогда я прошу вас быть очень внимательными.

(Чтение рассказа первый раз)

- Ребята, вслушайтесь внимательно в слово «годовик», что оно может значить? (ответы детей, пояснения)

- Какие птицы выпускал старик-годовик из рукава? – (времена года)

- Четыре крыла у каждой птицы, что это в сказке-загадке? – (4 недели в каждом месяце).

- О каких семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке? – (о днях недели). Назовите мне их.

- Почему половина крыла белая, а другая половина черная? – (это день и ночь в сутках).

- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю сказку, и походу чтения мы будем заполнять с вами мнемотаблицу. Она поможет более точно пересказать сказку-загадку.

- Мы будем выделять самое главное то, о чем говорится в сказке-загадке и схематично зарисовывать это в клеточках.

- Повторное чтение рассказа воспитателем и заполнение мнемотаблицы.

Физминутка.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем у своих стульчиков и столов.

В году четыре времени

(Показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны

(Ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени

(Обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны!

(Указательный палец приставить левой руки).

Зимой год начинается, все снегом покрывается

(Присесть, развести руки в стороны).

Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья).

Летом солнце греет,

(Руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют

(Слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее

(Руки опустить вниз, качать из стороны в сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.

(Ходьба на месте).

- Сейчас мы с вами попробуем пересказать рассказ используя мнемотаблицу.

Дети пересказывают по мнемотаблице по желанию.

- Ребята‚ мы верно составили с вами схему этой сказки-загадки? (Ответы детей)

- Для вас она будет планом рассказа, она нам будет помогать при рассказе.

- Кто-то еще хочет рассказывать начало сказки? Не забудьте назвать автора и название.

- Кто продолжит?

- Кто может рассказать загадку с начало до конца?

Итог занятия

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (сказка «Старик-годовик»)

- Кто написал сказку-загадку? (В. Даль).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сказка «Старик-Годовик» В. Даль.

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год