Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»
Развитие речи у детей
Автор: Мурзина Ирина Васильевна Гараева Татьяна Владимировна   
21.12.2023 10:48

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В.Даля «Старик-годовик» с использованием мнемотаблиц»

Программное содержание:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
  • Продолжать учить детей правильно строить предложения.
  • Развивать связанную речь.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок по временам года, сл/и «Назови дни недели», д/и «Кто больше?», д/и «Закончи предложение», д/и «Скажи наоборот», мемо «Времена года», и другие.

 

Материал:

  • Рассказ В. Даля «Старик-годовик»,
  • Мнемотаблица, фломастер,
  • Картинки с изображением разных времён года. 

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Давайте встанем в круг и настроимся на занятия.

(Дети) Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята сегодня я увидела, на столе нашей группы письмо. Но что же там внутри, я не знаю. Откроем его вместе?

- Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:

Одна от горя седая,

Другая зеленая, молодая,

Третья жаркая, пряная,

Четвертая желтая, румяная. (времена года)

- А давайте подберем слова, подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (Лето, осень, весна) (дети отвечают)

Основная часть

- Скажите какое у вас любимое время года и почему?

(Дети называют)

- А мне очень нравится весна. Весной так становится тепло, появляются цветы, солнышко ласково светит, птички ласково поют. Ребята, а вы знаете, что был такой дедушка, который мог из рукава птиц пускать?

- Об этом дедушке В.Даль написал сказку-загадку «Старик-годовик». Хотите послушать? Тогда я прошу вас быть очень внимательными.

(Чтение рассказа первый раз)

- Ребята, вслушайтесь внимательно в слово «годовик», что оно может значить? (ответы детей, пояснения)

- Какие птицы выпускал старик-годовик из рукава? – (времена года)

- Четыре крыла у каждой птицы, что это в сказке-загадке? – (4 недели в каждом месяце).

- О каких семи перьях в каждом крыле птицы идет речь в сказке? – (о днях недели). Назовите мне их.

- Почему половина крыла белая, а другая половина черная? – (это день и ночь в сутках).

- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю сказку, и походу чтения мы будем заполнять с вами мнемотаблицу. Она поможет более точно пересказать сказку-загадку.

- Мы будем выделять самое главное то, о чем говорится в сказке-загадке и схематично зарисовывать это в клеточках.

- Повторное чтение рассказа воспитателем и заполнение мнемотаблицы.

Физминутка.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем у своих стульчиков и столов.

В году четыре времени

(Показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны

(Ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени

(Обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны!

(Указательный палец приставить левой руки).

Зимой год начинается, все снегом покрывается

(Присесть, развести руки в стороны).

Весною продолжается, листочки появляются. (Изобразить руками листья).

Летом солнце греет,

(Руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют

(Слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее

(Руки опустить вниз, качать из стороны в сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.

(Ходьба на месте).

- Сейчас мы с вами попробуем пересказать рассказ используя мнемотаблицу.

Дети пересказывают по мнемотаблице по желанию.

- Ребята‚ мы верно составили с вами схему этой сказки-загадки? (Ответы детей)

- Для вас она будет планом рассказа, она нам будет помогать при рассказе.

- Кто-то еще хочет рассказывать начало сказки? Не забудьте назвать автора и название.

- Кто продолжит?

- Кто может рассказать загадку с начало до конца?

Итог занятия

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (сказка «Старик-годовик»)

- Кто написал сказку-загадку? (В. Даль).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сказка «Старик-Годовик» В. Даль.

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год