Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотехники в развитии речи детей
Развитие речи у детей
Автор: Павлова Наталья Геннадьевна   
21.12.2023 04:56

Использование мнемотехники в развитии речи детейИспользование мнемотехники в развитии речи детей

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. У детей недостаточный словарный запас, односложная, состоящая из простых предложений речь. В этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех, рассчитывать не стоит. Мнемотех-ника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциатив-ное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогаще-нию словарного запаса и формиро-ванию связной речи.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую в своей работе прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошко-льного возраста. С помощью мнемотехники процесс делается увлекательным и непринужденным, сокращаются сроки запоминания.

 

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника используется для решения следующих задач:

  • развитие связной и диалогиче-ской речи у детей
  • развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи
  • обучение детей правильному звукопроизношению
  • развитие умственной активно-сти, сообразительности, наблюда-тельности, умение сравнивать, выделять существенные признаки
  • развитие психических процессов, мышления, внимания, воображения памяти.

Мнемотехника строиться от простого к сложному. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодо-рожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематически, по которым можно запомнить и воспроизвести рассказ или даже стихотворение.

Мнемотехникой можно начи-нать заниматься с младшего возраста, используя простейшие схемы, одевания, умывания, построения пирамидки и т.д. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребенку возможность самому без подсказок составить рассказ, то есть мы постепенно подходим к обучению монологической речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предме-тов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передавать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

  1. Рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов.
  2. Преобразование символов в образы.
  3. Пересказ при помощи символов.

Мнемотаблицу в своей работе я использую для составления описа-тельных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказы-вания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнять свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различ-ные признаки предметов. Напри-мер, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живет, что делает и какую пользу приносит человеку).

Используя метод мнемотехники в детском саду дает действительно хорошие результаты. Облегчает детям поиск и запоминание слов, решает проблему речевого развития дошкольников.

Павлова Наталья Геннадьевна

Воспитатель высшей квалифи-кационной категории,

ГБОУ «Школа Перспектива», ДО «Знайки», г. Москва.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год