Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Казанцева Наталья Геннадьевна   
25.01.2024 23:59

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.

Автор: Казанцева Наталья Геннадьевна, воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Невьянского городского округа детский сад комбинированного вида №39 «Родничок»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития ребенка. Но, к сожалению, в настоящие время у детей все чаще наблюдается речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

 

Скачать конспект

И одной из причин речевых трудностей является подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой (компьютеры, телефоны, планшеты) и недостаток общения родителей со своими детьми. И поэтому в речевом развитии у детей множество проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь; детям сложно грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни существуют различные приемы и методы речевого развития. И один из таких приемов – мнемотехника.

Мнемотехника «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Цель мнемотехники: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Как любая педагогическая технология- мнемотехника строится от простого к сложному. Работу лучше начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно перейти к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». (например «Идет дождь»).

Мнемодорожка- несколько картинок по которым дети составляют небольшой рассказ в 2-3 предложения (например: идет дождь, птицы улетают, листья желтеют)

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы рисунки, дети легко запоминают информацию.

Использовать мнемотехнику можно со среднего возраста (дети 3-4года). В среднем возрасте лучше применять цветные мнемоквадраты и мнемодорожки, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – цветные и чёрно-белые мнемотаблицы.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей. Таблицы можно составлять самостоятельно, но и пользоваться готовыми (скачать с интернета.)

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

  1. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
  2. перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. после перекодирования пересказ текста с опорой на символы, т. е. отрабатывается метод запоминания.

Таблицы можно использовать:

При обучении детей описательному рассказу

Здесь схемы, позволяют выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти. С помощью схем дети учатся составлять не только рассказы, но и загадки, сравнивать несколько предметов. При работе с серией сюжетных картин дополнительно можно дать задание на установление последовательности событий, дети придумывают окончание рассказа или любой другой части, т. е. детям показать не все картинки.

При пересказах художественной литературы

Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И при пересказывании с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц и свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

При заучивании стихов

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование мнемотехники облегчает, ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности у детей включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.

Также при разучивании стихотворений можно использовать живые мнемотаблицы. Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной. Они включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Живые мнемотаблицы также можно скачать с интернета или составить самим.

Мнемотаблицы можно использовать в режимных моментах. Для быстрого и легкого запоминания порядка действий одевания при сборе на прогулку и раздевания по возращению. Для развития культурно гигиенических навыков, при уходе за комнатными растениями. По закреплению знаний безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения; правила пожарной безопасности, безопасность в быту)

Также можно привлечь родителей. Провести мастер класс с родителями по составлению описательных рассказов и разучиванию стихов по готовым схемам. Вместе с детьми родители могут придумать дома сказку, загадку, стих и оформить в виде таблицы. Дети с большим удовольствием расскажут эти сказки в группе, преодолевая робость, застенчивость.

Системное применение мнемотехники достаточно эффективный прием в решении задач по развитию речи дошкольников. В процессе использования мнемотехники в развитии речи детей значительно повышается интерес не только к общению и взаимодействию, но и к познавательной, художественно-творческой деятельности, действиям замещения. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использованные материалы:

1. Сапрыкина О. Ю. – «Из опыта работы: «Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста" (Электронный ресурс)

2.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год