Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры в развитии речи детей второй младшей группы
Развитие речи у детей
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна   
20.02.2024 18:04

Дидактические игры в развитии речи детей второй младшей группыДидактические игры в развитии речи детей второй младшей группы

Воспитатель высшей квалификационной категории Хайбулина Наталья Григорьевна МБОУ Атепцевская СОШ ДО

Дошкольный возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, пробуждает интерес к окружающему миру. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, звучать в беседах с детьми, проходить через все режимные моменты.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся.

 

Сегодня вопрос формирования грамотной и красивой речи стоит особенно остро. Все чаще мы с сожалением наблюдаем нарушения речевого развития у современных детей, которое проявляется разным уровнем тяжести. Конечно, беспокоясь за будущее своих воспитанников, мы должны использовать наиболее удачные и эффективные методы в своей работе. Одним из самых удачных решений, бесспорно, является дидактическая игра.

Годами практики доказано, что дидактические игры являются важным инструментом в развитии речи детей второй младшей группы. Они помогают детям учиться говорить, слушать и понимать речь. Важно отметить, что дидактические игры не только развивают речь детей, но и помогают им учиться общаться друг с другом, что является важным аспектом социализации.

Отмечу, исходя из своего опыта использования дидактических игр во второй младшей группы детского сада, основные аспекты развития речи, на которые направлено их использование.

Развитие словарного запаса. Одним из основных направлений использования дидактических игр является развитие словарного запаса детей. Игры, направленные на расширение словарного запаса, помогают детям узнавать новые слова и понятия, а также закреплять уже имеющиеся знания.

Для развития словарного запаса я использую следующие дидактические игры: «Кто это?» — игра направлена на узнавание животных по их голосу или внешнему виду; «Что это?» — дети учатся называть различные предметы и явления; «Найди пару» — игра на сопоставление предметов и явлений; «Собери картинку» — развивает зрительное восприятие, учит составлять целое из отдельных частей; «Назови цвет» — учит различать цвета и называть их; «Что пропало?» — развивает внимание и память, учит находить различия между изображениями;

Развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры также используются для развития грамматического строя речи детей. Это включает в себя обучение детей правильному использованию грамматических форм, таких как множественное число, падежи, времена и т.д.

Для развития грамматического строя речи я использую следующие игры: «Один-много» – в этой игре воспитатель показывает детям карточку с изображением одного предмета и просит их назвать этот предмет. Затем он показывает карточку с изображением нескольких предметов и просит детей назвать эти предметы во множественном числе; «Большой-маленький» – здесь воспитатель называет большой предмет, а дети должны назвать маленький предмет. Например, большой мяч — маленький мячик, большая кукла — маленькая куколка и т.д.; «Длинный-короткий» — воспитатель показывает детям картинки с предметами разной длины и просит их определить, какой предмет длиннее, а какой короче; «Широкий-узкий» — аналогично предыдущей игре, но с предметами разной ширины; «Высокий-низкий» — аналогично предыдущим играм, но с предметами разной высоты; «Легкий-тяжелый» — воспитатель предлагает детям сравнить предметы по весу, используя слова «легкий» и «тяжелый».

Развитие фонематического слуха.

Еще одним направлением использования дидактических игр является развитие фонематического слуха детей.

Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Игры на развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать звуки в речи, определять их место в слове и правильно произносить слова.

Я использую следующие игры для развития фонематического слуха детей: «Кто это?» — игра направлена на развитие фонематического слуха и узнавание животных по голосу; «Найди пару» — игра на развитие фонематического слуха, сопоставление предметов по звучанию; «Собери картинку» — развивает фонематический слух, учит составлять звуки в слова; «Что пропало?» — развивает фонематический слух и внимание, «Большой-маленький» — развивает фонематический слух.

Развитие коммуникативных навыков.

Стоит обратить внимание на то, что дидактические игры также способствуют развитию других когнитивных навыков, таких как внимание, память, логическое мышление и творческое мышление. Они помогают детям научиться работать в группе, следовать инструкциям и развивать уверенность в себе.

Важным аспектом использования дидактических игр является развитие коммуникативных навыков детей.

Игры, направленные на развитие общения, помогают детям научиться выражать свои мысли, чувства и желания, а также слушать и понимать других. Правила, которые мы с детьми постигаем во время освоения дидактических игр: «Приветствие» — дети учатся правильно здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми; «Прощание» — дети учатся вежливо прощаться и благодарить за проведенное вместе время; «Знакомство» — дети учатся знакомиться друг с другом и называть свои имена; «Просьба» — дети учатся обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями; «Отказ» — дети учатся отказывать в просьбах и предложениях, если это необходимо; «Сочувствие» — дети учатся проявлять сочувствие к другим людям, когда они испытывают боль или грусть; «Комплимент» — дети учатся делать комплименты своим друзьям и близким, чтобы выразить свое восхищение.

Использование инновационная игровой технологииЛэпбук

Цель: получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме. Лэпбук для ребёнка в первую очередь игра, это познание, это исследование нового. Согласитесь, изучать с ребёнком в игровой форме любую тему, гораздо приятнее и проще ведь – дети учатся в игре. Любая попытка донести до ребёнка серьезную информацию в такой же серьезной форме обречена на провал. А вот в игровой форме дети впитывают всё новое, как губка. Почему так происходит? Ответ очевиден: в любом процессе, а в обучении – прежде всего, необыкновенно важна заинтересованность. Испытывая яркие эмоции и воодушевление, даже взрослый человек лучше усваивает новую информацию. А что уж говорить о детях, для которых игра является ведущей деятельностью? Для них, пожалуй, интерес является базой любого обучения.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.

Результат использования таких игр: повысить эмоциональное, психологическое благополучие; улучшить запоминание нового материала, расширить и закрепить знания детей, расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников к занятиям. Ребята учатся взаимодействию, учатся уступать друг другу и договариваться.

Особенно эффективно использование технологии QR-кода как элемента дополнительной реальности во время образовательной деятельности как в группе, так и на прогулке (можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, фрагмент музыкального произведения или даже любимую мелодию, увидеть необходимую картинку и мультфильм.

В заключение, можно сказать, что дидактические игры являются важным инструментом для развития речи детей второй младшей группы. Они (используя их, применяя их в работе) способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Все это позволяет убедиться, что дидактические игры являются эффективным методом обучения, который помогает детям развиваться и учиться с удовольствием.

Дидактические игры должны быть не только интересными, но и доступными для детей, чтобы они получали удовольствие от обучения. С их помощью дошкольники могут раскрыть свой потенциал и достичь успеха. При этом можно использовать различные материалы и игрушки, а также создавать условия для активного участия детей в процессе обучения.

Дидактические игры также могут быть использованы для повышения мотивации и интереса детей к обучению. Играя, дети получают награды, похвалу и признание от педагогов, что укрепляет их самооценку и мотивацию.

Хочу отметить, что при использовании дидактических игр в развитии речи детей второй младшей группы я столкнулась с некоторыми трудностями:

  • Недостаток времени на проведение игр. В связи с большим количеством занятий и мероприятий, проводимых в течение дня, может не хватать времени на проведение дидактических игр.
  • Сложность выбора подходящих игр для конкретной группы детей. Некоторые игры могут быть слишком сложными или простыми для детей определенного уровня развития.
  • Нежелание детей участвовать в играх. Иногда дети могут отказываться от участия в играх, так как они могут быть скучными или требовать от них слишком много усилий.
  • Отсутствие мотивации у детей. Если игры не интересны детям, то они не будут участвовать в них и не получат от них пользы.
  • Трудности в оценке результатов игр. Иногда бывает сложно определить, насколько эффективно прошла игра и какие результаты она принесла.

Мой опыт показал, что:

  • Дети стали более активно участвовать в играх, проявляют больший интерес к заданиям и стремятся выполнить их как можно лучше.
  • Речь детей становится более разнообразной и выразительной, они могут использовать различные речевые обороты и интонации.
  • У детей улучшился словарный запас и грамматический строй речи.
  • Дети учатся общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Василий Сухомлинский

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2021. — 160 с.
  2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей: учебно-практическое пособие/ Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. — М.: Речь, 2020 – 282 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год