Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»
Развитие речи у детей
Автор: Чудаева Марина Александровна   
15.02.2024 00:08

Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»Сценарий мастер-класса «Использование приемов ТРИЗ в обучении дошкольников сочинению сказок»

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.

Задачи: Обобщить представления педагогов по применениютехнологииТРИЗ в области сочинения моделей сказок разного типа, способствовать развитию творческого воображения.

Создать условия для практического освоения технологии сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ.

Сформировать у участников мотивацию наиспользование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

Материал: презентация, листы бумаги, расчерченные на 9 экранов с подписями.

Аудитория: данный мастер-класс можно использовать в работе с педагогами, родителями.

 Скачать конспект

Ход мастер-класса:

Вводная часть: Добрый день уважаемые коллеги, я представляю детский сад № 36 «Рябинка» Г.о. Подольск.

Проблема: Практика показывает, что дошкольники часто затрудняются в структурном оформлении рассказа; в последовательности изложения текста и развитии сюжета. Составленные ребёнком связные тексты однообразны и маловыразительны. Применение ТРИЗ-технологии в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Основная часть:

Отгадайте загадку!

1. В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-ежка у окна...

Догадайтесь, кто она? " (конечно же сказка)

Доказано на практике, одним из эффективных средств формирования навыков связной речи является составление сказок с использованием приемов ТРИЗ-технологии.

2. Игра: «Хорошо – плохо»

Читать сказки – это хорошо?

Читать сказки — это плохо? (игра с педагогами)

Одна команда будет оппонировать другой.

КАКИЕ ЖЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ТРИЗ-технология в данном направлении?: вы видите на слайде.

3. Модели сочинения сказок с использованием приемов ТРИЗ.

- Составление сказок методом «Каталога» (алгоритм сказок Владимира Яковлевича Проппа)

- Составление сказки с помощью метода «Морфологический анализ» (волшебная дорожка); Сказки динамического типа.

- Метод «Системный оператор» (описательный тип)

- Метод «ТПФ» (типовые приемы фантазирования» (морально-этический)

- Метод «Волшебный треугольник» (Вепольныйанализ – конфликтный тип)

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть модели сочинения сказок на основе системного оператора и волшебного треугольника.

Рассматривать модели сочинения сказки на основе системного оператора мы начнем с алгоритма

На слайде вы видите алгоритм составления сказки описательного вида

(зачитываю)

Я думаю, что вам всем знакома модель системного оператора – или по другому 9 волшебных экранов. На слайде вы видите модель системного оператора, которая адаптирована к текстам сказочного содержания.

Центральная горизонталь — объект в разное время

Нижняя горизонталь — черты характера (подсистема)

Верхняя горизонталь — место, где все происходит. (надсистема)

Теперь можно приступать к заполнению волшебных экранов:

Экран № 1 –герой и его главное дело. Я выбрала Бабу Ягу, которая всем пакостит (в настоящем)

Экран № 2 – черты характера качеств личности умения героя при выполнении главного дела.

Черты характера надо соотносить с делом. Если она пакостит. Значить она какая? (спросить?) — злая, вредная, жадная

Экран № 3 Место, где герой осуществляет свое дело — где она всем пакостит? — в лесу

Экран № 4Герой в детстве, который учился этому делу (всем пакостить)

Задаем вопрос: Почему Баба Яга стала всем пакостить?

Неужели она с самого детства была злой вредной. жадной?

А в детстве она была обыкновенной девочкой, которая не хотела делиться игрушками и никто не захотел с ней дружить.

Экран № 5 Черты характера качества личности и умения героя в детстве

Соотвественножадная и капризная

Жадная – никому ничего не давала. Не делилась с игрушками

Капризная – потому что у всех все отбирала и капризничала и поэтому с ней никто не дружил.

Экран № 6Место где герой проживал, учился своему делу

Где это все было. Где происходило

А раньше она жила. В некотором царстве, некотором государстве. Потом ей пришлось перемиститьсяв лес. Потому. что с ней никто не дружил. Вот так она стала жить в лесу. И кто бы не приходил в лес она всем пакостила, может у нее подружка…

Учитывая, что Баба Яга делает негативное дело, нам надо его исправить, устранить и продолжить его (согласно алгоритму)

Экран №7 Герой противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело

Я выбрала Ивана- царевича, потому, что Баба Яга жила в некотором царстве, Некотором государстве.

Экран № 8 Место в котором есть помеха. Действиям героям

Облагороженная лесная зона

Лесопарк, экологическая зона отдых

Экран № 9Черты характера, качества личности (изменения их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Проводить экскурсии в лесу. Следит за порядком. Собирает лечебные травы, лечит

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год