Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (старшая группа) «Составление описательного рассказа по картинке «Ежи»
Развитие речи у детей
Автор: Скрипка Зоя Николаевна   
12.03.2024 09:00

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (старшая группа) «Составление описательного рассказа по картинке «Ежи»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (старшая группа) «Составление описательного рассказа по картинке «Ежи»

Цель: формирование умений составлять рассказ по картинке, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное.

I Программные задачи

  1. Образовательные задачи– расширяем знания детей о ежах, их повадках и среде обитания, через составление описательного рассказа.
  2. Развивающие задачи – уточняем и закрепляем правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], закрепление звуков в словах и отчетливое их произношение, активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
  3. Воспитательные задачи – воспитываем бережное отношение к диким животным.

скачать конспект

II Подготовка к занятию

  1. Подготовка воспитателя: разработка и составление конспекта, подготовка наглядного материала по теме, подбор дидактических игр.
  2. Предварительная работа: чтение рассказов о животных: Чарушина, Бланки, Скребицкого; беседа на тему: «Животные наших лесов», просмотр виртуальной экскурсии «Ежи в дикой природе», рассматривание альбома «Лесные жители», чтение интересных фактов о ежах из энциклопедии «Я познаю мир», художественно-эстетическое творчество»: рисование «Колючий еж», пластилинография «Ежи». Пальчиковые игры «Ежик-ежик», проведение физминуток «Мы в лесу», проведение на музыкальных занятиях игр-мелодекламаций, настольно-печатные игры лото: «Животные», пазлы, дидактические игры «Я опишу, ты угадай», «Угадай по описанию», составление рассказов по мнемосхемам, дети самостоятельно с родителями подготовили рассказы «Интересные факты о ежах», игры-пантомимы «Угадай животное».
  3. Материалы и оборудование: иллюстрации по теме «Семейство ежей», магнитная доска, иллюстрации предметов на букву ч’ (часы, чай, чайник, человек, чемодан) и на букву щ’ (щенок, щетка, щи, щегол, щипцы).

Формы и методы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Физическое развитие

Физкультминутка «Весело в лесу»

Речевое развитие

Игра-загадки

Игра «Найди звук ч’ или щ’ в словах»

Социально-коммуникативное развитие

Составление рассказа, активизировали в речи сложноподчиненные предложения, формирование умения понимать смысл образных выражений в речи

Познавательное развитие

Расширяем знания детей о ежах, их среде обитания и повадках.

 

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Здравствуйте ребята!

Воспитатель загадывает загадку

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Воспитатель выставляет картину «Ежи»

Воспитатель задает вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делает ежиха? Ежата?
  3. Что едят ежи?
  4. Зачем ежу нужны иголки?
  5. Какими словами можно сказать о еже? Какой он?
  6. С чем можно сравнить ежа?

Дети здороваются и отгадывают загадку.

Дети внимательно рассматривают картину.

Дети отвечают. На картине нарисовано семейство ежей. Ежи едят червей, грибы. Иголки ему нужны, чтобы на него не нападали враги. Колючки ежа можно сравнить с иголками. Ежик колючий.

Сформирован интерес к предстоящей теме.

Основная часть

Воспитатель дает задание придумать рассказ по этой картине, использовав в нем слова, которые только что говорились о еже. Напоминают эти слова (колючий, колкий и т.д.). После 2-х рассказов ответы сравниваются детьми с помощью вопросов воспитателя.

Чем рассказ вам понравился? Интересный ли рассказ получился рассказ? Чем он начинался? И как закончился?

После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный).

Составление коллективного рассказа.

Ребята, вы устали? Давайте проведем физкультминутку «Весело в лесу».

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу (имитация движений лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимаем плечами)

Чтоб ответить на вопрос (повороты голова вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос (руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают

И зайчата убегают (бег на месте)

Воспитатель читает стихотворение

-Что ж ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Чем покрыто тело ежа?

Да правильно, ежик покрыт иголками, он колючий. Вспомните загадку про ежа, почему ежа называют недотрогой.

Теперь послушайте еще загадку «Иглы при себе носит, а шить не умеет? Про кого загадка? Почему сказано, что «шить не умеет?», а в другой загадке говорится, что «иголок очень много, а нитки ни одной?»

Чем похожи иголки ежа и вот эта иголка (показывает картинку маски для шитья).

Ребята, а давайте поиграем в игру «Найди звук».

Послушайте звуки. (Громко произносит [ч’], а затем так же громко [щ’]. Какой звук вы услышали сначала? А потом какой?

А сейчас я буду произносить звук [ч’], потом [щ’]. Когда услышите [ч’] поднимите руку, а когда [щ’], спрячьте руки за спину.  

А сейчас играем в игру «Найди звук ч’ или щ’ в словах. (часы, щука, чай, чайник, часовщик, чемодан, человек, чемпион, щенок, щавель, щетка, щи, щегол, щетка, щипцы).

Молодцы, ребята!

Дети придумывают рассказы.

Ответы детей.

Дети составляют коллективный рассказ.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети отвечают «иголками».

Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, его нельзя взять голыми руками.

Дети отвечают. Потому, что есть иголки, которыми можно шить, вышивать.

Они тонкие, длинные и острые.

Дети соглашаются играть в игру.

Сначала мы услышали звук [ч’], а потом [щ’].

Дети играют в игру.

Дети соглашаются играть в игру.

Развитие связной речи.

Активизируем в речи сложноподчиненные предложения.

Снято мышечное напряжение.

Формирование умений понимать смысл образных выражений в загадках.

Уточняем и закрепляем правильно произношение звуков [ч’], [щ’] в словах.

Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали нового и интересного?

В какие игры играли?

Что для вас было сложным?

Ребята, вы все большие молодцы!

Мы составляли рассказ по картинке «Ежи»

Играли в игру «Найди звук» и «Найди звук [ч’], [щ’] в словах».

Сложным было составлять рассказ и отгадывать звуки в словах.

Сформировано умение составлять рассказ по картинке.

Список источников

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное вос-е, 2006 г., с. 47-50.
  2. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. под редакцией В.В. Гербовой М, Просвещение; 2000 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год