Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Мандрыкина Ирина Викторовна   
22.03.2024 16:45

Мастер – класс «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»Мастер – класс «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Подготовила: Мандрыкина И.В., воспитатель I к.к. п.Бохан, 2023г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Боханский детский сад №2»

Цель: познакомить с новой технологией, помочь освоить и применять на практике технологию «скрайбинг».

Задачи:

  • Ответить на вопрос «Что такое «скрайбинг»?».
  • Помочь педагогам создавать собственный скрайб.

Планируемый результат.

По окончании мастер-класса слушатели узнают:

  • что такое «скрайбинг»;
  • какое оборудование необходимо для создания «скрайбинга»;
  • участники познакомятся с технологией «скрайбинга», изучат варианты использования данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста и с родителями воспитанников.

Ход мероприятия:

 

Добрый день, уважаемые педагоги! Уверенна, что наша встреча оставит у вас положительные эмоции, будет познавательной и плодотворной.

Для проведения данного мастер-класса я поставила для себя следующую цель:

  • познакомить с новой технологией, помочь освоить и применять на практике технологию «скрайбинг».

Так же выделила такие задачи:

  • познакомить педагогов с технологией «скрайбинг»;
  • показать важность применения технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников;
  • создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Начать я хотела бы с древней японской пословицы: «Расскажи мне – и я услышу, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!»

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Наверное, самым важным приобретением ребенка в дошкольном детстве, является освоение родного языка. Задача педагога выбрать верное направление работы, создать условия для того, чтобы речь ребенка не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Ведущим видом деятельности в ДОУ является игра, поэтому целесообразно использовать игровые технологии.

Какие же технологии можно использовать в речевом развитии детей? Технологии, которые делали бы процесс обучения увлекательным и интересным для детей. Одной из таких технологий является «скрайбинг». Это новое слово не так уж давно появилось в сфере образования.

«Скрайбинг» от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках параллельно с докладом говорящего.

«Скрайбинг» изобретен британским художником Эндрю Парком. Он бывает ручной и компьютерный.

Это технология, при которой объяснение смысла происходит с помощью простых рисунков. Используя технологию «скрайбинг», можно сделать простым знакомство со сложным, увлекательно преподнести фактически какой угодно материал.

Технология «скрайбинг» претерпела изменения в ходе развития, но не стоит говорить, что он стал неповторимой находкой, у которой не было аналогов. Всем известно онаскальных рисунках – истории, которые смогли рассказать нам о жизни человека до нашей эры. Может быть это и были те истории, что положили начало зарождения технологии, которуюкаждый человек способен легко использовать, чтобы объяснить информацию без слов?

Давайте предположим, что нам нужно донести некоторые сведения о Солнечной системе до наших потомков. Как нам сделать это понятно для них? Что нам лучше использовать? Текст с описанием системы или ее рисунок? Допустим, мы выберем текст. На каком языке нам оставить послание? Как узнать, будет ли он понятен людям, которые будет жить через тысячу лет после нас? Я думаю, что у рисунков больше шансов быть понятыми спустя многие тысячелетия. Что нам и доказала история с накальными рисунками.

Главной особенностью «скрайбинга» среди разнообразия других способов донесения информации является тот факт, что он дает возможность задействовать одновременно несколько анализаторов (слух, зрение) и воображение дошкольника, что помогаетправильно понимать и лучше запоминать информацию.

Можно подумать, что термин «скрайбинг» совсем нам не знаком. Но если вспомнить наше детство, мы все были чуть – чуть «скрайберами». Ведь прежде чем научиться читать и писать, мы научились рисовать. Рисовали несложные картинки и демонстрировали их родителям, поясняя, что это. И с их помощью мы старались донести нужную информацию, передать свое настроение, эмоции, чувства.

Что же дает воспитателю применение технологии «скрайбинга» с детьми дошкольниками на занятиях? Оно помогает детям наглядно представить, запечатлеть в памяти, а затем воссоздать материал. 80% полученной информации человек воспринимает визуально. В связи с этим устный рассказ с наглядным сопровождением легче запоминается, чем рассказ без него. Работая с данной технологией, мы не нагружаем дошкольников большим объемом текста, а упрощаем им восприятие упрощенными рисунками. Это помогает ребенку не только быстрее запомнить, но и делает процесс запоминания интереснее.

Технология «скрайбинг» показала свою эффективность в качестве дополнительного средства развития связной речи, так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью.

Визуализируя, дошкольник связывает полученную информацию в целую картинку. Кроме того, технология «скрайбинг» позволяет в процессе участия развить у них критическое и образное мышление.

Инструменты для «скрайбинга».

Опытный «скрайбер» использует в своей работе любую поверхность и инструмент, который может оставить след, нарисовать изображения.

Такими инструментами, например, могут быть:

  • фломастер, маркер, ручка, карандаши
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования.

Фундаментом в технологии «скрайбинг» является становление визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. Но все же главным в этой технике является не составление картинки или схемы, а история, ведущая за собой повествование.

Какие же виды «скрайбинга» можно выделить:

Рисованный «скрайбинг» – этоклассический вид, когда воспитатель или дошкольник рассказывая о чем-либо, одновременно иллюстрирует рассказ. Например, учитель работая над объяснением нового материала, одновременно мелом «иллюстрирует» сказанное на доске. Главное условие, чтобы эти два процесса проходили параллельно друг другу.

Аппликационный «скрайбинг» –вид технологии, при котором на любой фон выкладываются и наклеиваются уже готовые отображения, соответствующиечитаемому тексту.

«Скрайбинг» «фланелеграфный». Знакомый по одному из видов кукольного театра вид «скрайбинга». Для работы по такому виду необходима доска, обтянутая фланелью. К этому материалу хорошо «прилипают» фигурки. При «экранизации» сказок, такой вид станет хорошим помощником педагогу и малышам.

Магнитный «скрайбинг». Этот вид является вариантом аппликационного, но с различием в том, что уже готовые фигурки удерживаются магнитами на презентационную магнитную доску.

«Скрайбинг» компьютерный. Это более современный вид «скрайбинга». При работе в данной технике понадобятся специальная программа и онлайн-сервисы.

Технология «скрайбинг» представляет собой, в принципе, не что-то новое в образовании. Похожие методы и приемы можно встретить и в других технологиях.

Может быть вы сможете назвать, в каких технологиях встречаются похожие методы и приемы? Это тризовский прием – кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок.

Но, все же в этих технологиях дошкольникам дают уже готовые таблицы, что не помогает развивать у них творческое воображение, фантазию, возможность придумать свои символы, кодировку.

«Скрайбинг» поможет сделать процесс заучивании стихотворений, запоминания рассказов простым, интересным, творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский много говорил о связи между процессом чтения и рисования как о параллельном развитии рисунка и речи. Одной из заповедей детских писателей является образность текста, т.е. на каждые две строчки, ребёнку нужно нарисовать картинку.

Освоение средств знаково-графических схем, поможет старшему дошкольнику в дальнейшем обучении четко излагать свои мысли, грамотно и интересно рассказывать, делать выводы и заключения, обосновывая их.

В заключении можно сделать вывод, что внедрение технологии «скрайбинга» в процесс формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста, высоко повышает эффективность процесса запоминания, повышает объём запоминаемого текста, развивает словарный запас, речь.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!

А сейчас перейдем к практической части нашего мастер – класса. Приложение 1.

Приложение 1

Практическая часть мастер – класса

А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли «скрайберов». Давайте попробуем создать серию картинок и с их помощью пересказать рассказ.

Магнитный скрайбинг

Предлагаю коллегам сделать пересказ русской народной сказки

«Репка».

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку! (Педагоги прослушав рассказ, с помощь картинок пересказывают сказку, используя магнитную доску).

Аппликационный «скрайбинг»

Можно предложить заучивать любое стихотворение с помощью аппликационного скрайбинга. Например:

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

(Предлагаю воспитателям на произвольный фон наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).

Рисованный «скрайбинг»

А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение И.Винокурова «Осень в парке».

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные рябинке

Фартук розовый осинке

Зонтик желтый тополям

Фрукты осень дарит нам!

(Педагогам предлагаются на выбор материалы для рисованного «скрайбинга»).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год