Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)
Развитие речи у детей
Автор: Татаренко Анна Владимировна   
22.03.2024 16:20

ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)ООД по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ «загадочных историй» (по Н.И. Сладкову)

Составила и провела воспитатель: Татаренко А.В.

Цель: Учить детей пересказывать прочитанные рассказы.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей пересказывать текст, опираясь на сюжетные картинки;
  • Развивающие: развивать речь, память, внимание, образное мышление, любознательность;
  • Воспитательные: прививать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к природе;
  • Речевые: помогать детям употреблять слова в речи в точном соответствии со смыслом; совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Словарная работа: полярники, куропатка, песец.

Методы и приёмы: чтение, беседа, рассматривание иллюстраций.

 

Оборудование: портрет Н.И. Сладкова, сюжетные картинки к тексту.

Ход деятельности:

Приветствие.

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку. А что мы там увидим, вы сможете узнать отгадав загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это…

Дети: Книжки.

Воспитатель: Правильно ребята, это книжки. Значит ребята, как будет называться наша выставка?

Дети: Книжная выставка.

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к первому столу. Ребята посмотрите внимательно на нашей книжной выставке много книг, вы узнаете их? Назовите.

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а каким одним жанром объединены все эти книги?

Дети: Сказки.

Воспитатель: Правильно ребята, это сказки. Давайте пройдем к другому столу.

Ребята, а эти книги вам знакомы? Назовите. (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а каким жанром объединены эти книги?

Дети: Рассказы.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о сказках и рассказах. Что в них общего и чем они отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с писателями и их произведениями. Я приглашаю вас в читальный зал. Проходите. Давайте немного подышим.

Дыхательная гимнастика: «Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Вдох, губы трубочкой-выдох. Выполняются движения по тексту.

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока. (Е. Антоновой-Чалой).

Воспитатель: Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это портрет Николая Ивановича Сладкова. Николай Иванович Сладков- писатель, он писал интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает и плавает, догадались о ком?

Дети: О животных.

Воспитатель: Правильно ребята, в том числе он писал и о разных загадках природы. Вот сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из таких загадочных историй. Хотите послушать загадочную историю, которую написал Николай Иванович?

Дети: Да.

Воспитатель: Рассказ называется «Красный снег». Я сейчас прочитаю первую часть рассказа.

«Красный снег»

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие полярники? (Ответы детей)

Воспитатель: Полярники – это люди, которые работают на Северном полюсе и в Антарктиде, которые проводят различные исследования в условиях холода и снега. Повторите это слово полярники. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

-Как вы понимаете выражение «высадились на остров»? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто такой песец?

Дети: Это зверь.

Воспитатель: Песец – это полярная лисица или снежная лисица. Мех у него белый, так как живет зверек в арктических снегах Северного полюса. Повторите это слово-Песец.

Дети: Песец. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «песец протрусил»?

Дети: Пробежал.

Воспитатель: Кто такие куропатки?

Дети: Это птица.

Воспитатель: Правильно ребята, это небольшая дикая птица, схожая по размерам с обычной домашней курицей. Это для вас новое слово, повторите его.

Дети: Куропатка. (Прошу найти и поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «куропатки пробежали – красными крестиками наследили»?

Дети: Оставили следы на снегу.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас прослушайте еще раз эту часть рассказа.

(Повтор первой части)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег красный? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие следы оставили звери и птицы?

Дети: Красная строчка от песца, куропатки – красными крестиками.

Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему снег красный?»

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего. (Читаю еще раз)

Воспитатель: Ребята, почему снег красный?

Дети: Потому что разрослась красная водоросль. (Ставлю картинку)

Воспитатель: Отчего разрослась особая красная водоросль?

Дети: От весеннего тепла.

Воспитатель: Как начинается разгадка?

Дети: …Но глазам верить надо.

Воспитатель: Какими словами автор заканчивает рассказ?

Дети: И снег… зацвел! Только-то и всего.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем пересказать этот рассказ вместе. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто мне поможет? (Слушаю 2-3 детей)

2 Физминутка: «Весна»

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду — красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке — идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться — зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно — звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: Присаживайтесь на свои стульчики. Ребята у Н.И. Слакова есть еще один интересный рассказ, и называется он — «Волосатое дерево», послушайте первую часть.

«Волосатое дерево»

Разные бывают деревья: толстые — тонкие, высокие — низкие, прямые — кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое! Увидишь — глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь — так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое...

Воспитатель: Ребята какие бывают деревья?

Дети: Толстые, тонкие и т.д

Воспитатель: Правильно ребята, а в горах какое дерево можно увидеть? Что в нем особенного? На что похоже такое дерево?

Дети: Волосатое дерево, оно мохнатое, как собака. (Прошу поставить картинку на мольберт)

Воспитатель: Как вы думаете ребята, а почему дерево мохнатое?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, первая часть это загадка, кто загадает загадку еще раз?

(Спрашиваю 2-3 детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас послушайте продолжение рассказа — отгадку на этот вопрос «Почему дерево волосатое?»

Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, шерсть зимняя клочьями — вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется — дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево — всем на удивление.

Воспитатель: Почему дерево мохнатое? Кто в этом виноват?

Дети: Дерево мохнатое из-за коз.

Воспитатель: Что козы сделали? Как они оставляют свою шерсть? Почему шерсть остается на стволе дерева?

Дети: Это козы виноваты, они линяют и трутся о дерево.

Воспитатель: Как вы понимаете слово линяет?

Дети: Коза сбрасывает шерсть.

Воспитатель: Правильно животное сбрасывает подшерсток, который грел его зимой, а летом стал не нужен. Как автор пишет в рассказе? Что делала одна коза?

Дети: Одна почешется.

-А вторая?

Дети: Вторая потрется.

-А третья?

Дети: Третья поскребется.

Воспитатель: Ребята, каким предложением заканчивается рассказ?

Дети: …Стоит волосатое дерево — всем на удивление.

Воспитатель: Правильно ребята, а давайте попробуем пересказать этот рассказ. Я буду загадывать загадку первую часть, а кто то из вас расскажет отгадку вторую часть рассказа. Кто хочет мне помочь? (Слушаю 2-3 детей)

Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наш читальный зал закрывается. Книгам тоже пора отдохнуть, они будут ждать своих читателей снова.

Ребята, с какими загадочными историями мы сегодня познакомились?

Дети: Красный снег. Волосатое дерево.

Воспитатель: Кто написал эти рассказы.

Дети: Н.И. Сладков.

Воспитатель: Почему снег красного цвета?

Дети: Потому что разрослась красная водоросль.

Воспитатель: Почему дерево волосатое?

Дети: Козы трутся о дерево и оставляют шерсть.

Воспитатель: Какая история вам понравилась больше? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какую загадочную историю вам хотелось бы рассказать родителям и друзьям?

Спасибо большое, занятие закончилось, вы большие молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год