Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ «Я и моя семья». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Маннанова Любовь Алексеевна | |||
12.04.2024 20:27 | |||
Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ «Я и моя семья». Приоритетная образовательная область: познавательное, социально- коммуникативное развитие. Задачи:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши, кукла Марта, корзинка, мячик, домик, костюм Бабушки-Загадушки.
Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, беседа «Я и моя семья», просмотр мультфильмов «Ребенок имеет право», «Мама для Мамонтенка», рисование на тему «Моя семья». Процесс образовательной деятельности. Организационный момент. Воспитатель: Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... Дети: Семья! Воспитатель: Совершенно верно. Как вы уже догадались, это семья. Дети, как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей: это папы, мамы, братья, сестры, дедушки, бабушки). Воспитатель: — Как у нас семья большая, да весёлая: Два у лавки стоят, два учиться хотят. Два Степана у сметаны объедаются, Две Дашки у кашки питаются Две Ульки в люльке качаются, Одна Маша не нашаи та хороша! Воспитатель: — Дети, как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? Правильно, о семье. Д/и «Кто (что) кем (чем) был?». Воспитатель: Как вы думаете, кем был этот дедушка? Дети. Взрослым мужчиной, папой. Воспитатель: Кем он был до этого? Дети. Юношей, мальчиком. Воспитатель: Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком. Догадайтесь, кто кем был? Воспитатель: Курица была... Дети.... яйцом. Воспитатель: Помидор... Дети.... семечком. Воспитатель: Стол... Дети.... деревом. Воспитатель: Платье... Дети.... материалом. Воспитатель: Лошадь... Дети.... жеребенком. Воспитатель: Хлеб... Дети.... зерном. Воспитатель: Рыба... Дети.... икринкой. Воспитатель: Милиционер... Дети.... ребенком. Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной! Пальчиковая гимнастика: У дома есть крыша (Руки треугольником над головой) У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник). У дома есть дверь (Ладони перед грудью) А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак). Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами) Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони) Воспитатель: Никто не открывает, постучу еще раз: тук, тук, тук. Воспитатель стучит в дверь дома, из нее появляется кукла Марта. Воспитатель: Здравствуй, Марта! Твой дом такой красивый! С кем ты живешь? Марта: Здравствуйте. Я и моя семья живем в этом доме. У меня есть папа, мама, дедушка, бабушка, братик, а у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем вместе, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, в гости, ездим отдыхать на море. Воспитатель: семья – это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным и любимым, где живут вместе дружно. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Дети, а вы знаете пословицы о семье? - Сердце матери лучше солнца греет. - Коли есть отец и мать, то ребенку благодать. - В хорошей семье, хорошие дети растут. - Человек без семьи, что дерево без плодов. - Семья вместе – душа на месте. - Семья в куче – не страшна туча. Физ. минутка: Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.) Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши). Д/И «Мой, моя, мое». Какие у тебя братья? (Мои братья...)? Какая у тебя мама? (Моя мама...)? Какой у тебя папа? (Мой папа…)? Какой у тебя дедушка? (Мой дедушка...)? Какие у тебя друзья? (Мои друзья…) Рассказ воспитателя «Семейный очаг». В древние времена наши предки жили в пещерах, затем научились строить небольшие деревянные домики, а в серединеони сооружали очаг из камней. Очаг с древних времён был священным символом семьи. Потухший огонь считался знаком беды. Без спичек развести огонь не просто, поэтому огонь всегда поддерживают так, чтобы он не погас, потому что, огонь нужендля приготовления пищи, обогревадома и сушки одежду. Женщины всегда следят за тем, чтобы огонь не потух, чтобы было тепло, чтобы была еда. В наше время выражение «семейный очаг» означает родной дом. Семья, где тебя ждут, где тепло, уютно, счастливо, все любят друг друга и заботятся друг о друге. Загадка о маме: Приголубит кто, тебя, Поцелует кто, любя? Сварит, постирает, свяжет, Сказку добрую расскажет, Пожалеет, пожурит, Ласково поговорит. Все дела свои отложит, Нам с занятиями поможет. Мы не скроем, скажем прямо: Лучшая на свете … Дети: мама. Воспитатель: Правильно, мама! Воспитатель: Дети, посмотрите, какая у меня есть волшебная шкатулочка. Давайте наполним шкатулку ласковыми словами для мамы. Я открою шкатулку: ваши слова будут долетать и наполнять её. Давайте начнем. «Мама — какая?» Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая? Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная. Воспитатель: Когда мама одевает красивую одежду, какая она? Дети: Красивая. Воспитатель: Когда мама улыбается, радуется, какая она? Дети: Веселая. Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она? Дети: Заботливая. Воспитатель: Отлично! Вот сколько замечательныхслов собрали мы в волшебнуюшкатулочку. А пока мы её закроем, чтобы наши слова не пропали. Воспитатель: сейчас, отгадайте загадку. Может он в футбол играть, Может книжку вам читать, Может рыбу он ловить, Кран на кухне починить, Для тебя всегда герой, Самый лучший.. Дети: Папа мой. Воспитатель: Молодцы! Конечно это папа. А теперь давайте откроем нашушкатулочку и соберем в неё добрые слова для папы. «Папы, оникакие?» Дети: Храбрые, заботливые, умелые, трудолюбивые, красивые, веселые и сильные. Воспитатель: Правильно! Много хороших слов и для папы вы подобрали. Давайте, теперь шкатулочку нашу закроем, она нам еще пригодится. Игра «Корзина добрых дел» Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.) Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? Ответы детей: не обижать друг друга, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать… Исследование «Что такое счастье?». Воспитатель: — Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать. Осторожность Воспитатель: Передайте друг другу тяжелую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась. Страх Воспитатель: Вы гуляете по лесу и вдруг... по ноге проползла холодная ядовитая змея! Веселье. Воспитатель: Веселый клоун в циркевас сильно рассмешил. Печаль, грусть. Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад. Радость Воспитатель: Вы получили в подарок много игрушек! Счастье Воспитатель: Закройте глаза. Вспомните или придумайте сами, что это такое, когда человек чувствует себя счастливым? Откройте глаза! Покажите счастье и расскажите нам, когда вы испытывали подобные чувства. Дети выполняют задания. Игра «Что было бы...». Воспитатель: Что произошло бы, если бы все люди на земле внезапно исчезли? Воспитатель: Стало бы скучно, неинтересно и зверям, и птицам. Никому не будут нужныдома и машины. Везде будут разбросаны одежда и обувь... Воспитатель: Что случилось бы, если бы к нам прилетели разные волшебники и начали колдовать: сделали бы всех людей маленькими, с размером насекомых? Воспитатель: Людей бы склевали птицы. Они утонули бы в лужах. Таким людям трудно найти пищу... Воспитатель: А что, если бы они сделали всех людей такими же большими, как небоскреб? Дети. Нет такой большой одежды, еды. Жить тоже негде — дома-то маленькие. Все бы толкались и не помещались... Воспитатель: Каким волшебником вы хотитестать, добрым или злым? Что бы вы сделали? Ответы детей. Воспитатель: А теперь давайте, откроем нашу волшебнуюшкатулку. Дети, посмотрите, произошло чудо: каждое доброе слово стало сердцем. Воспитатель открывает шкатулку и показывает сердечки, сделанные из цветного картона. - Сейчас я вам всем отдам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить добрые и ласковые слова! Ваша семья будет счастлива! Рефлексия. Воспитатель: скажите мне, что вам понравилось больше всего на нашем занятии? Что вы узнали нового и интересного? Я хочу, что бы вы жили дружно и счастливо.
|