Почему важно исправить неправильное произношение у детей в дошкольном возрасте? |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гузь Надежда Витальевна | |||
14.04.2024 19:09 | |||
Почему важно исправить неправильное произношение у детей в дошкольном возрасте? Родители очень много внимания уделяют подготовке ребёнка к школьному обучению — заучивают с ним наизусть стихи, обучают письму, чтению и счёту, развивают мелкую моторику лепкой и рисованием. Но при этом упускают из виду такой важный критерий готовности ребёнка к школе, как правильная речь с чистым произношением всех звуков. Рассмотрим, к каким трудностям это может привести и зачем нужны занятия по постановке звуков у дошкольников. 1. Закрепление речевого дефекта. В норме малыши осваивают все звуки к пяти-шести годам. Чем дольше ребёнок выговаривает неправильно звуки после достижения этого возраста, тем сложнее будет исправить этот недостаток. Например, постановка свистящих звуков у дошкольников обычно занимает 1-2 месяца, а в школьном возрасте на неё потребуется минимум в два раза больше времени. Именно поэтому постановка звука дошкольнику настолько важна.
2. Низкая успеваемость. Трудности со звукопроизношением часто являются признаком более тяжёлых нарушений речи. При некоторых из них малыши не только не выговаривают звуки, но и тяжело воспринимают информацию на слух, согласовывают слова и так далее — всё это приводит к низкой успеваемости. Ко второму классу могут начаться большие сложности с письменной речью. Начаться сложности с диктантами и в целом все это может перейти в дисграфию. Дети с ошибками в речи могут испытывать трудности не только на уроках по русскому языку, литературе и другим гуманитарным предметам, но и в учёбе в целом. 3. Развитие комплекса неполноценности. Трудности с речью очень часто приводят к психологическим проблемам. В одних случаях дети с неправильной дикцией сами сравнивают себя с одноклассниками, в других — подвергаются насмешкам со стороны сверстников. В обоих случаях у детей снижается самооценка и пропадает уверенность в себе, а в крайнем — развивается комплекс неполноценности. Усугубляют ситуацию трудности с учёбой, которые часто бывают у школьников с проблемами с речью. 4. Проблемы в общении со сверстниками Школьники часто не хотят общаться со сверстниками, у которых есть проблемы с дикцией. Это может привести не только к комплексу неполноценности. Малыш может начать замыкаться в себе, бояться выражать своё мнение и со временем отказаться от общения в социуме. 5. Непонимание со стороны учителей Некоторые педагоги могут не понять, что говорит ребёнок, и несправедливо поставить ему плохую оценку. Другие — не спрашивают школьника с нарушениями речи, особенно, если малыш заикается. Идеальный возраст для проверки речи ребенка — 4-5 лет. До 4 лет к логопеду обращаются только в случаях, когда ребенок вообще не говорит или говорит очень мало. Но если ваш ребенок говорит, то консультацию можно отложить до 5 лет. К этому моменту у ребенка уже все звуки должны правильно встать в речь: в 3-3, 5 года появляются свистящие (с, з, ц), в 4-4, 5 года — шипящие (ш, щ, ж, ч), в 5-6 лет — сонорные (р, л) Патологии речи сами не проходят, а только закрепляются со временем. Чтобы избежать всех этих проблем, не тяните с консультацией у логопеда.
|