Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нормы развития речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна   
10.07.2024 23:51

Нормы развития речи детей старшего дошкольного возрастаНормы развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ежегодно в первые недели сентября с согласия родителей проводится диагностика речи первоклассников. Как практикующий длительное время работы в школе логопед, в этой статье хотела бы поделиться своим опытом, в первую очередь, с родителями будущих первоклассников, рассказать о требованиях к речи учащихся, раскрыть «секреты» диагностики, обратить внимание на часто встречающиеся ошибки и тем самым помочь их предупреждению.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Пройдя предыдущие этапы становления речи, к школьному возрасту ребенок должен иметь обширный словарный запас от 7000 до 20000 слов, правильный грамматический строй, развитый фонематический слух, уметьправильно произносить все звуки речи, владеть элементарными формами звукового анализа и связной речью. В этой статье остановимся подробнее на обследовании словарного запаса первоклассников, а в следующей — на остальных компонентах диагностики речи. Информация будет полезна для родителей детей 6-7 лет.

 

Словарный запас. Имена существительные.

К началу обучения в школе ребёнок должен уметь объяснять значение слов через подведение под обобщённое, более глобальное представление с указанием дифференциальных признаков слова. Например, на вопрос логопеда: — Что такое яблоко? Или что такое холодильник? В норме ребёнок должен ответить: яблоко – это фрукт, холодильник – электроприбор. Дети с речевым нарушением объясняют значение слов через называние его функций: яблоко- его едят или яблоко- оно растёт на дереве, холодильник – чтобы хранить продукты, туда кладут еду, он замораживает.

Ребенок должен уметь показывать и называть части предмета. Из каких частей состоит, например, кастрюля, машина, кукла, стул, рубашка? Зачастую дети либо не знают названий частей: кастрюля — ручки, крышка, а стенки и дно не называют, либо называют неправильно части, например, стул – «грядушка» (спинка), «сидушка» (сиденье), «палки» (ножки), либо заменяют названия частей предмета названием целого, например, циферблат – «часы», дно – «кастрюля».

Ребёнок должен знать названия домашних и диких животных, названия их детёнышей. Логопед: — У кошки котята, а у собаки кто? Неправильные ответы: собачата, маленькие собачки; у свиньи – свинки, свинята, свинюшки и т п.

Знать профессии. Логопед: — Как мы называем людей, которые водят автобусы, машины? Кто они по профессии? Неверные ответы: дядя, папа, вместо водитель или шофёр. — Кто продаёт в магазине товары? Тётя, вместо продавец. Иногда ребёнок заменяет название профессий названиями действий. Например, вместо балерина – «тётя танцует», певец – «дядя поёт» и др.

Бедность словаря проявляется также в том, что дети не знают обобщающих слов (родовых понятий) и видовых примеров названий ягод, цветов, деревьев, птиц, рыб, мебели, транспорта, инструментов и т.д. Иногда происходит замена видовых понятий родовыми и наоборот: воробей – «птичка», деревья — «ёлочки», обувь – «ботинки», цветы – «ромашки». Чаще преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие: лось – олень, тигр – лев, грач – сорока, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, сковорода – кастрюля, весна – осень, сахарница – чайник, ресницы – брови.

Специальное обследование лексических значений позволяет выявить полное незнание некоторых слов: болото, озеро, ручей, петля, локоть, ступня, беседка, веранда.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребёнок соотносит его с определённым звуковым образом, перебирая в своём сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закреплённости его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. Например, стручок – стульчик (в одном стручке сидели горошины – «на одном стульчике сидели горошины»), персик – перец, косарь – кассир, кисть винограда – куст винограда. В норме процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано.

Словарный запас. Имена прилагательные.

Дошкольники 6-7 лет должны уметь описывать, характеризовать предмет с разных сторон. – Яблоко какое? (по цвету, вкусу, форме, весу, размеру и т. д.) – Ёжик какой? (по характеру и т. д). Критерии, как опоры или алгоритм, по которым описывают предмет, логопедом не называются.

Бедность словарного запаса проявляется, если ребёнок характеризует предмет по основному признаку (яблоко вкусное, ёжик колючий) Чаще всего в роли ведущего признака выступают у таких детей цвет и размер (гриб коричневый, мышка маленькая).

Дети должны уметЬ подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Высокий – низкий, длинный – короткий и т. д. Часто происходит замещение признаков: высокий, широкий, длинный – «большой», короткий, узкий, низкий – «маленький». Вместо антонимов дети со скудным словарным запасом подбирают слова с частицей «не»: весёлый – невесёлый, толстый – нетолстый и др.

Словарный запас. Глаголы.

В глагольном словаре дошкольников с нарушением речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает: спать, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения: ползёт – идёт, чирикает – поёт, вяжет – шьёт, купает – моет, косит траву – подрезает траву, гладит утюгом — проводит утюгом.

Также наблюдается незнание значений ряда предлогов и неверное их употребление. Особую трудность в понимании и употреблении представляют предлоги «между», «из-за» и др.

Формирование лексики (словарного запаса) у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, т.к. по мере развития словообразования словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов.

В процессе речевого развития ребёнок знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее, правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребёнком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребёнка.

Примеры игр для обогащения словарного запаса:

  1. Угадай предмет по описанию;
  2. Скажи наоборот;
  3. Один – много;
  4. Кто больше подберёт слов – описаний;
  5. Из чего сделано?;
  6. Угадай предмет по названию его частей;
  7. Угадай мою профессию;
  8. Игры в животных. Найди свою маму и назови себя.

По мере развития речи ребёнка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения всё большего количества правил, закономерностей языка.

«Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, т.к. к этому возрасту ребёнок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Не смотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется». (А. В. Захарова)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год