Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нормы развития речи старших дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна   
10.07.2024 23:54

Нормы развития речи старших дошкольниковНормы развития речи старших дошкольников

В прошлой статье мы говорили о речевом обследовании первоклассников и подробно рассматривали требования к словарному запасу. Сегодня осветим остальные критерии к речи, такие как правильный грамматический строй, звукопроизношение, развитый фонематический слух и связная речь, владение элементарными формами звукового анализа, от сформированности которых в дальнем будет зависеть успеваемость ребёнка по русскому языку

Грамматический строй.

 

К школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. В устном общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчётливо. Примеры ошибок в образовании множественного числа существительных: глаз – «глазы», кольцо – «кольцы», ухо – «ухи», стул – «стулы», дерево – «деревы». Примеры ошибок в образовании Родительного падежа множественного числа существительных: много «глазов, кольц, листьях, звёздов, утятов». Ошибки в образовании уменьшительно -ласкательной формы: гриб – «грибик», шар – «шарчонок», платье – «платьюшко», воробей – «воробьёнок», «воробейчик».

К этому возрасту практически заканчивается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т. к. ребёнок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемой на использование общих правил. Ошибки подобного характера могут свидетельствовать о нарушении грамматического строя речи. Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений. Таким образом, к словотворчеству ребёнок прибегает тогда, когда не может найти нужную грамматическую форму.

Образование относительных прилагательных: кувшин из глины – «глиновый», по аналогии со словом «резиновый», варежки из шерсти – «шерстные», пенал из дерева – «деревной», стакан из стекла _ «стекловый».

Образование притяжательных прилагательных. Чья лапа? Неверные ответы: «лисячья», «лисиная», «лисициная», «от лисы» вместо «лисья». Чей хвост? «Зайчиков», «зайца» вместо «заячий» и т п. ошибки.

Согласование прилагательных с сушествительными в роде, числе, падеже. Примеры ошибок: Книги лежат на «большие» (больших) столах. Таня взяла «красный» (красные) ручки.

Согласование числительных с существительными: шесть «вагона», два «вагонов», три «медведем», пять «пальцем», двух «карандаши».

Использование предлогов. Ошибки заключаются в пропусках, заменах, недоговариваниях: «Мяч упал из полки», «Ездили магазин мамой и братом».

Предложно падежные отношения. Ошибки: под «стола», в «дому», заботится об «ёжика».

Игры для формирования правильного грамматического строя: «Скажи ласково», «Один – много», «Из чего сделано?» и др.

Звукопроизношение. К возрасту 7 лет ребёнок в норме должен правильно произносить все звуки речи. Учитель – логопед проверяет состояние строения артикуляционного аппарата, его подвижность и иннервацию.

Состояние фонематического слуха. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. К началу обучения в школе ребёнок должен уметь «слышать» звуки речи, не смешивая их между собой. Например, звонкие и глухие (т – д, п – б, с – з и др), твёрдые и мягкие (л — ль, д – дь, и т п.), свистящие и шипящие (с – ш, з – ж, сь – щ, ц – ч), сонорные (л — р, ль – й, ль – рь).

Упражнения для развития фонематического слуха:

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
  2. Придумай слова с заданным звуком.
  3. Назови животных, растения, игрушки, в которых есть заданный звук.
  4. Рассмотри картинку и найди предметы, в названии которых есть заданный звук.
  5. Внимательно правильно повтори за мной серию слогов: ба — па – ба, па – ба – па, ба – ба – па, па – ба – ба и др.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

К 7 годам дошкольник должен владеть простыми формами звукового анализа, т. е. уметь выделять звук из начала и конца слова. Логопед произносит слово и задаёт вопрос: — С чего начинается слово? Какой звук первый? – На что заканчивается слово? Какой звук последний? Речевой материал предлагается в следующей последовательности:

  1. Ударный гласный в начале слова (Аня, Оля, утка);
  2. Согласный звук в начале слова (мост, лист, заяц);
  3. Согласный звук в конце слова (дом, кот, суп);
  4. Гласный в конце слова под ударением (лиса, окно, кусты);
  5. Гласный в конце слова без ударения (руки, мышка и т.п.).

Обращаем внимание на то, что ребёнок не обязательно должен знать буквы, он должен называть именно звук, так как мы его произносим. Например, слово «мост» начинается со звука «м», а не «эм» или «мэ». Позднее ребёнок научится обозначать звуки буквами и овладеет сложными формами звукового анализа (какой звук второй, третий и т.д., между какими звуками заданный звук, какой следующий и т.д.). Очень важным является иметь развитый фонематический слух, уметь слышать звуки в потоке речи и определять их последовательность. Если на вопрос логопеда, какой звук последний, ребёнок «теряет» его, то это предпосылки к тому, что и на письме будут пропуски и недописывания. Например, в слове «окно» ребёнок последним назвал звук «н» или «к», то впоследствии он напишет «окн» с уверенностью, что написал слово целиком. Владение звуковым анализом является основным фундаментом в обучении грамоте. С целью развития звукового и слогового синтеза можно рекомендовать следующие упражнения:

  1. Назвать целиком слово, произнесённое по слогам, с паузой между ними. При этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются: ку-ры, ма-ши-на и т. д.;
  2. Назвать слово целиком, произнесённое по звукам с паузой между ними: с-о-м, м-у-х-а и др.;
  3. Добавить недостающие слоги в словах: поми_, колоколь_, _ребёнок, о_ванчик и т.п.;
  4. Изменить первый звук слова так, чтобы получилось другое слово: кошка-мошка-ложка-ножка и т.п.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, т. е. отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его переживаний и впечатлений. Уже к 6 годам ребёнок должен владеть правильной связной речью. Уметь составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин, пересказать текст.

Таким образом, развитие речи – это та основа, от которой зависит развитие интеллекта в целом. Ребёнок, с богатым словарным запасом, правильным грамматическим строем и звукопроизношением, с развитым фонематическим слухом и связной речью, имеет отличные предпосылки к успешному овладению программы по русскому языку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год