Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Детское речевое творчество как условие полноценного общения»
Развитие речи у детей
Автор: Решетникова Евгения Викторовна Фурсина Наталья Ивановна   
27.09.2024 15:15

«Детское речевое творчество как условие полноценного общения»«Детское речевое творчество как условие полноценного общения»

  • Решетникова Евгения Викторовна, воспитатель
  • Фурсина Наталья Ивановна, воспитатель

МБОУ Школа № 57 г.о. Самара (ДО)

Любой ребенок, независимо от возраста — это личность, и относиться к нему надо как серьезно личности, с его достоинствами и недостатками. Проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения. Все эти проблемы знакомы, как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе мы обращаем особое внимание на речевое развитие детей. Начинать эту работу необходимо с самого раннего возраста, когда у детей есть желание общаться, когда они учатся говорить.

 

Мы стараемся развивать индивидуальные способности наших детей в творческой продуктивной речевой деятельности. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащает сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, и его личность в целом. Наша задача — воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей?

Как ребенка, умеющего говорить, научить разговаривать?

Говорить — пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Для того чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

Разговаривать — беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Ведь старшие дошкольники болезненно ощущают имеющиеся у них недостатки речи, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Для того чтобы такие навыки у детей вырабатывались, нужно создать им определенные условия.

В первую очередь, это развивающая речевая среда «В пустых стенах ребенок не заговорит...» — заметила в свое время Е. И. Тихеева.

Поэтому во всех возрастных группах мы большое внимание уделяем развивающей предметно — пространственной среде. Ведь дошкольная группа — это среда обитания ребенка-дошкольника, в которой он находится большую часть времени и где может реализовывать свои интересы.

Поэтому, насыщая групповое пространство, воспитатели должны заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении.

Все игровые материалы и пособия, предназначенные для детей должны, находятся в доступном месте, функциональны, востребованы ими в самостоятельных свободных видах деятельности, что обеспечивает необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития.

В группах старшего дошкольного возраста необходимо расширить границы группового пространства за счет помещений спальни и раздевалки.

Отсутствие жесткого зонирования в игровой комнате открывает широкие возможности детям для разнообразного и творческого использования игрового материала в свободной игровой деятельности. На практике мы убедились, что дети чувствуют себя комфортнее и увереннее, когда занятия и свободная деятельность проходят за столами, совмещенными в общий большой стол, при этом посадочные места за детьми не закрепляются.

Важные составляющие развивающей речевой среды в группе: — Разнообразные виды театров;

  • Необходимая (познавательная) литература
  • Иллюстрации
  • Картины
  • Дидактические игры
  • Аудио – и видеотека
  • Картотека художественного слова
  • Игротека «Говори правильно, рассказывай понятно, разговаривай вежливо»
  • Книжки-самоделки
  • Коллажи
  • Познавательные альбомы.

Вторым, не менее важным по значимости для развития навыков эффективного общения условием является широкая речевая практика.

Дети должны иметь возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с детьми младше и старше себя;

  • Совместные праздники
  • Театрализованная деятельность
  • Выставки
  • Походы в гости
  • Шефство над самыми маленькими
  • Обмен подарками и сюрпризами — мероприятия, которые помогут в этом.

Для детей важно взаимодействие с социумом: библиотека, музей, театр.

Третьимусловием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие. Необходимо создавать условия в детском саду для овладения детьми творческой продуктивной речевой деятельностью. Это, прежде всего, совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской. Творческая мастерская -одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, так как каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Для творческой мастерской характерны психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игра, спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.

Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку. Дети здесь сочиняют сказки, сказочные истории, составляют загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов. К. И. Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах».

(провести игры по развитию творчества в приложении).

Сегодня мы попробуем обыграть сказку, которую дети знают с самого раннего детства. На примере этой сказки вы увидите, как можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В данном варианте сказки каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. Последующие занятия позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. РЕПКА (Игра-импровизация по русской народной сказке).

Ранним весенним утром вышел дед в огород, посмотрел налево, посмотрел направо. Хорошо! Солнышко греет, ветерок дует. Хорошо поработала бабка. Смотрит дед по сторонам. Что растет в огороде? Картошка растет, огурцы посажены, помидоры, лук. И захотелось деду самому что-то посадить. Стал он думать. Что еще можно посадить? — Может, морковку? Уже посажена. Или горох? Тоже есть. Наконец придумал: — Посажу — ка я репку. Выкопал ямку в уголке у забора, посадил семечко, полил водой. Что он сказал репке?

-Расти, репка, сладка и крепка! Довольный пошел домой. И стала расти репка. Солнышко ее грело, ветерок обдувал, дождик поливал. А когда настала осень, вышел дед в огород и ахнул.

Как он удивился? Какие слова сказал? Как обрадовался?

Схватился дед за репку, потянул…Репка ни с места. Что он сказал?

И решил дед позвать на помощь. Кого он зовет? Как?

А у бабки своих дел немало. Некогда ей в огород идти. Что она ему сказала?

А дед еще пуще зовет. Репка-то не простая, огромная. Как он позовет, чтобы бабке интересно стало?

Пришла бабка в огород, увидела репку, удивилась. Как?

Стали думать, как репку тянуть. Потянули. Репка ни с места. Надо помощь звать. Кого можно позвать? Кто предложил позвать внучку? А кто позвал?

А внучке тоже не хочется в огород. Ей бы на улицу, с подружками погулять. Что она ответила деду и бабке?

Рассердились бабка и дед, огорчились. Что они внучке сказали?

Прибежала внучка в огород, увидела репку, удивилась. Что сказала?

Стали думать, как репку тянуть. Дед командует. Что он говорит?

Тянут — потянут, вытянуть не могут.

Надо еще помощь звать. А кого звать-то? Людей в доме больше нет. Кто еще живет рядом с человеком? Кто предложил позвать Жучку?

Позвала внучка Жучку. А у Жучки свои дела. Она кошку на дерево загнала, караулит. Что она ответила?

СталавнучкаЖучкууговаривать. Как?

Прибежала Жучка в огород, Обежала вокруг репки, удивилась и стала помогать репку тянуть. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Кого еще можно позвать?

Кто предложил позвать на помощь кошку?

Позвала Жучка кошку. А кошка в стороне сидит, обиделась она на Жучку, не хочет близко подходить. Что она говорит?

Как Жучка уговаривала кошку? Что она обещала?

Пришла кошка. Стали репку тянуть, а она не шевельнется. Собрались все вокруг репки. Что делать? Огорчились. Что говорят? Звать на помощь некого.

Выглянула из норки мышка и предложила помочь, если кошка не будет ее обижать. Как все уговаривают кошку?

Наконец кошка согласилась не ловить мышку. Сегодня.

Подбежала мышка, подгрызла корешок у репки. Навалились все вместе и вытянули репку. Вот обрадовались все. Кто и что говорит?

Стал дед репку делить. Кого угостил репкой?

- Этот кусочек……

Все сыты, довольны. А мышка скорее прыг в норку. Хоть и обещала кошка, но мало ли что. … Вот и сказке конец.

В старших группах можно сочинять: сказки из стишков, считалок, пословиц, из загадок, шуточных вопросов, фантастических явлений, о бытовых предметов семейные сказки, о любимых игрушках и т. д. Можно проводить эксперименты в сказках: цветные сказки. Можно воспользоваться книгой Е.Б. Танниковой «Формирование речевого творчества дошкольников». На практическом опыте убеждаемся, что детскому «особому языковому чутью» поддается практически любой жанр.

Такая творческая деятельность воспитывает у дошкольников любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном общении дети начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи. В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей в своих силах.

Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает хорошую возможность формировать у них положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм; непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости «Уметь общаться — в счастье купаться».

Список литературы:

  1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок), — М; ТЦ Сфера, 2008.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия, -М; ТЦ Сфера, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (354) выйдет
20 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год