Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формировании личности человека через развитие речи
Развитие речи у детей
Автор: Новикова Светлана Александровна   
26.10.2024 17:02

Формировании личности человека через развитие речиФормировании личности человека через развитие речи

Речь играет ключевую роль в формировании личности человека, так как она удовлетворяет одну из его базовых потребностей – потребность в общении. В дошкольном возрасте ребенок активно социализируется, становясь частью общества. Он постигает тонкости человеческих отношений и впитывает культурные традиции. Первые три года жизни – период, когда ребенок в основном общается с семьей. Позже круг его общения расширяется. Нарушение речи препятствует общению, что, в свою очередь, затрудняет усвоение социальных ролей. Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются и закрепляются модели поведения. У детей этого возраста проблема – недостаточно развитая устная речь, поскольку письменная речь еще не освоена. Чаще всего в этот период возникают проблемы с формой выражения мыслей.

 

Заикание – это нарушение речи, которое проявляется в неправильном ритме, темпе и плавности речи. При этом у человека возникают судороги в мышцах, участвующих в произношении звуков, дыхании и голосе. В прошлом считали, что заикание связано с проблемами с языком или мышцами гортани. Однако до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, что именно вызывает заикание. Специалисты разных областей – логопеды, невропатологи, психологи – все еще изучают причины и механизмы этого расстройства. Причины заикания могут быть разными: от физиологических до психологических. Заикание может возникнуть как вследствие неблагоприятных условий воспитания, так и из-за психологических травм. Например, конфликты в семье, поступление в детский сад, слишком большое количество речевой информации, раннее заучивание сложных стихотворений, попытка переучить ребенка с левой руки на правую и т.д. Заикание чаще всего появляется в раннем дошкольном возрасте (от двух до пяти лет), когда речь ребенка активно формируется. Заикание тесно связано с развитием личности ребенка. Если у ребенка есть заикание, его личность развивается в более сложных условиях, что может привести к деформации его характера. Заикание встречается у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Важно помнить, что даже если заикание прошло само по себе, оно может возникнуть снова в критические периоды развития ребенка (в шесть-семь лет и в подростковом возрасте).

Степень заикания: от легкой до тяжелой

Заикание может проявляться в разной степени тяжести:

Легкая степень: Дети легко общаются с людьми, в том числе с незнакомцами, участвуют в играх, выполняют поручения, которые требуют речи. Судороги в мышцах проявляются только при самостоятельной речи.

Средняя степень: Дети испытывают трудности с общением в незнакомой обстановке или в важных для них ситуациях, боятся разговаривать с незнакомыми людьми, отказываются от коллективных игр. Судороги наблюдаются в разных частях речевого аппарата, как при самостоятельной речи, так и при ответах на вопросы и пересказе.

Тяжелая степень: Заикание проявляется во всех ситуациях общения. Ребенок с трудностью общается с другими людьми, не может участвовать в коллективных играх, его поведение становится неуверенным. Кроме физических симптомов (судороги в мышцах речевого аппарата), заикание может вызывать и психологические проблемы.

Заикание проявляется в виде судорог в мышцах, которые отвечают за речь. Существуют два типа судорог: Тонические: Это длительные спазмы мышц, из-за которых ребенок "застревает" на одном звуке. Например, он может задержать звук "Д" в слове "дерево", и из-за этого сложно перейти к следующему звуку (Д______ЕРЕВО). Клонические: Это короткие, быстро повторяющиеся судороги, из-за которых ребенок непроизвольно повторяет один и тот же звук или слог: "Д-Д-ДЕРЕВО" или "ДЕ-ДЕ-ДЕ-ДЕРЕВО". Часто у одного ребенка могут проявляться оба типа судорог (смешанная форма заикания). Тонические судороги считаются более тяжелыми, чем клонические, и появляются обычно позже. Важно отметить, что в нормальном развитии речи у ребенка может наблюдаться так называемая "клонус-фаза", когда он повторяет один и тот же слог (например, "му-муха" вместо "муха"). Обычно это проходит само собой, но у некоторых детей такое повторение может перерасти в клоническое, а затем и в тоническое заикание. Причиной могут быть неправильные действия взрослых: они запрещают ребенку повторять слоги и требуют сказать слово "сразу".

Заикание может проявляться не только в речи, но и в движениях тела. Сопутствующие движения: в моменты сильного напряжения во время речи у заикающегося могут наблюдаться судороги в мышцах головы, рук, ног, туловища. Эти движения усугубляют общее состояние заикания. Вегетативные расстройства: Вегетативная нервная система отвечает за работу внутренних органов. В нормальном состоянии она регулируется мозгом. Но при невротических расстройствах, к которым относится и заикание, мозг не может полностью контролировать вегетативную систему. Это приводит к различным проблемам: нестабильному пульсу, изменениям давления, учащенному сердцебиению, повышенной потливости, побледнению или покраснению кожи. Когда заикание усиливается, вегетативные проявления также усиливаются, образуя своеобразный "замкнутый круг", из которого затруднительно выйти самостоятельно.

Все симптомы заикания появляются непроизвольно, независимо от воли человека. Они могут быть присутствовать с самого начала заикания (поэтому их называют первичными). Помимо физических проявлений, заикание может вызывать и психологические проблемы: Фобии (страхи): Заикающийся может испытывать сильный страх перед речью (логофобия). Он может бояться говорить вообще или в определенных ситуациях. Например, ребенок может сильно волноваться перед ответом на уроке, что только усиливает заикание. Страхи могут быть связаны с конкретными людьми или ситуациями. Страх перед отдельными звуками (звукофобии): Ребенок может испытывать страх перед определенными звуками, которые он считает "трудными". Он может заранее волноваться и бояться произносить эти звуки, что делает речь еще более неуверенной. Логофобии часто сопровождаются вегетативными расстройствами, что делает заикание еще более тяжелым.

Заикание может привести к навязчивым мыслям о речи. У некоторых людей эти мысли появляются только перед речью и проходят после нее, у других же они становятся постоянными, затмевая все остальные мысли. Это делает жизнь очень тяжелой. Чтобы справиться с затруднениями в речи, заикающиеся могут прибегать к разным уловкам: Двигательные уловки: Это движения, которые помогают "сгладить" заикание. Например, человек может поправить волос, застегнуть пуговицу и т.д., чтобы отвлечь внимание от речи и сделать ее более плавной. Речевые уловки: Это изменения в речи, которые помогают избежать заикания. Например, человек может заменять сложные слова более простыми, менять порядок слов в предложении и т.д. Эти уловки могут помочь в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной они только усугубляют заикание. Заикание может влиять на характер и личность человека, делая его неуверенным в себе и трудностями в общении.

Заикание может сильно изменить поведение ребенка. Он может стать застенчивым, избегать общения, играть в одиночестве, потому что боится говорить. К сожалению, часто дети узнают о своем заикании от взрослых. Взрослые могут исправлять речь ребенка, требовать говорить "правильно", ругать его или, наоборот, слишком жалеть. Все это только усугубляет проблему. Из-за этих негативных влияний заикание может привести к различным психологическим проблемам. Это похоже на снежный ком, который растет с каждым днем. Поэтому очень важно начать лечение заикания как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, до того, как появились психологические проблемы. В настоящее время для лечения заикания используют комплексный подход, так как проблема связана с многими факторами, как физиологическими, так и психологическими.

Заикание проявляется не только в речи, но и в движениях, ритме и музыкальности. Поэтому очень важно учить заикающихся говорить ритмично и мелодично. Это один из важных шагов в лечении. Ученые и практики заметили, что ритмичные движения делают речь более плавной. Существуют разные способы сделать речь более ритмичной:

  • говорить слова и фразы под музыку или метроном;
  • петь;
  • заниматься логопедической ритмикой;
  • двигать пальцами ведущей руки в ритме речи;
  • двигаться в такт музыки (руками, ногами, туловищем).

Все это помогает заикающимся говорить более свободно и уверенно.

Список литературы

  1. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. — №3. – с. 48-51.
  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
  3. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. – Изд.: Сфера, 2012 г. -64 с.
  4. Выгодская И.Б. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. — М.- 1984.
  5. ГуровецГ. В. Детская невропатология» Москва. Владос. 2004.
  6. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5, 2000.
  7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М: ВЛАДОС, 1997.
  8. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М.: ВЛАДОС, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год