Использование бросового материала в развитии речи дошкольников старшей логопедической группы. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иванова Елена Васильевна | |||
26.10.2024 18:45 | |||
Использование бросового материала в развитии речи дошкольников старшей логопедической группы. Иванова Елена Васильевна воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад № 44 г. Челябинска» Челябинская область Занятия с бросовым материалом, является продуктивной деятельностью, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта. Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач, в процессе работы с бросовым материалом успешно осуществляется развитие речи и коррекция речевых нарушений ребёнка. Продуктивная деятельность— это не только сенсорно-двигательные упражнения, но она также отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Бросовый материал — это все то, что можно без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. Значение бросового материала для всестороннего развития и воспитания дошкольника с речевыми нарушениями велико и многогранно. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей, которое тесно связано с развитием речи. На занятиях продуктивной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу. Продуктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена натуральными предметами, а не иллюстративным материалом. Для дошкольников с речевыми нарушениями — это обстоятельство имеет огромное значение. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. В старших группах для детей с речевыми нарушениями на занятиях продуктивной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «доделывают» словами то, что не могут изготовить. В группах для детей с речевыми нарушениями необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе работы (с бросовым материалом), а затем и совмещать с речью свою деятельность. Слово помогает осмыслению процесса изготовления. Ребенок с нарушением речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль педагога в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Таким образом, педагог должен быть направлено не только на обучение, но и на развитие восприятия, воображения. Сам процесс изготовления предмета сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все те качества, которые часто слабо выражены у детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий. Таким образом, вся продуктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование всех сторон развития детей. Литература:
|