Сценарий квест-игры для педагогов «Путешествие по технологиям обучения развития речи дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||||||||||||
Автор: Сохань Лилия Рафаэловна Шестакова Марина Анатольевна Карпенко Оксана Николаевна | |||||||||||||
29.10.2024 09:24 | |||||||||||||
Сценарий квест-игры для педагогов «Путешествие по технологиям обучения развития речи дошкольников» Цель: систематизация знаний педагогов в вопросах использования инновационных технологий обучения развитии речи дошкольников. Задачи:
Ход мероприятия. 1. Вступительное слово: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С. Выготский. Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Известно, что речь – необходимый компонент общения. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. В дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими Работая с детьми и сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речью детей, мы заинтересовались и выбрали тему нашего сегодняшнего мероприятия. Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера — излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Детям становится скучно и неинтересно, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности и в этом помогают современные образовательные технологии. Сегодня мы остановимся на таких технологиях развития речи, как «Коллаж» и «Синквейн». Но прежде чем перейти к технологиям, мы бы еще хотели сказать о том, что взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл. Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь. Мини-игра «Речь педагога особенна» Упражнение – тренинг «Ударение»: на слайде педагогам предлагаются слова, в которых нужно расставить ударение, напримеркрасИвее, или красивЕе и др. Слова: КаталОг, красИвее, свЁкла, позвонИт, началсЯ, договОр, досУг, квартАл, избаловАть. Упражнение «Исправь ошибки». Дети в садик бежат. Дети в садик бегут. Ты за ними бежи. Ты за ними беги. Из домика вылазь. Из домика вылезай. Ехай на лисопеде. Езжай на велосипеде. Подежурь заместо меня. Подежурь вместо меня. Лопатку нужно покласть на стол. Лопатку нужно положить на стол. Ляжь на правый бок. Ляг на правый бок. Итак, переходим к технологиям. Первая технология, которой мы бы хотели вас познакомить «Коллаж» Коллаж – это лист картона или бумаги, на которым изображены (или нарисованы) различные картинки, связанные между собой одной цепью. Коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Цель коллажной технологии: расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. Этапы работы:
(младший возраст – воспитатель, старший – самостоятельно). 3. Коллаж содержит различные картинки, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» 4. Составление предложений или рассказа по картинкам. Разбор коллажа, установление ассоциативных связей: Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто нарисован в центре? (Ёжик) А почему около ежа нарисован лес? Дети: Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. Человек – у ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Иголки – все тело ежа покрыто иголками. Лягушка, мышь, ягоды – ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Снежинка и гнездо – всю зиму ёж спит в гнезде. Большой кружок и маленький – у ежа есть детеныши – ежата. И далее с опорой на коллаж составляется рассказ – описание Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. У ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Все тело ежа покрыто иголками. Ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Всю зиму ёж спит в гнезде. У него есть детеныши – ежата. На основе коллажа можно не только составлять описательный рассказ, но и отгадывать загадки, сказки, стихотворения — помещая главного героя или определенный предмет не сразу, а в конце разбора картинок. Например: Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:
Следующая технология с которой мы бы хотели вас познакомить «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Основные правилам составления синквейна:
Схематически модель синквейна выглядит так: Например,
Для того, чтобы составлять синквейн вовсе нет необходимости уметь читать. Составить синквейн получится даже у ребенка, ведь это похоже на игру. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Синквейн очень хорошо использовать при обучении детей составлять загадки. В программе по развитию речи такая работа предусмотрена. Но детям дошкольного возраста очень тяжело выделить главные признаки объекта, не отвлекаясь на второстепенные. Этому очень хорошо учит данный метод. Для обучения составлению загадок используем обратную схему синквейна. Например, отгадайте кто это:
А сейчас уважаемые коллеги, предлагаем вам поучаствовать в квест — игре с использованием данных технологий. Квест-игра для педагогов по развитию речи дошкольников «Путешествие по технологиям обучения развитию речи дошкольников» Цель: снятие эмоционального напряжения воспитателей, на повышения сплоченности коллектива. Я думаю, уважаемые коллеги, что мы немножко устали и пришло время нам отдохнуть и поиграть. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Итак, все готовы поиграть? Для игры нам необходимо разделиться на 2 команды. Для того, чтобы разделиться на команды, мы будем использовать методику «Коллаж». 1. Игра «Собери команду» Итак, на столе лежат геометрические фигуры, с обратной стороны картинка — это часть одного коллажа к одной определенной сказке. Вам нужно взять любую геометрическую фигуру (при этом ни кому не показывая картинку с обратной стороны), найти её на одном из двух ватманах и приклеить. Так сделает каждый из вас и получиться 2 коллажа – 2 команды. Каждая команда рассмотрит все картинки к коллажу и определит название сказки. Название сказки и будет названием вашей команды. Делать нужно все тихо, не заметно, что бы соперники не узнали название вашей команды. Когда команды будут готовы, мы перейдем к первому испытанию. «Угадай название команды соперника» Команда «Гуси –Лебеди» (гусь, Баба-Яга, печка, яблоня, мальчик) Команда «Красная шапочка» (красный платок, волк, пирожки, лес, охотники) 2. Игра «Угадай название команды соперника» Каждой команде необходимо придумать загадку к своему названию с помощью метода синквейн. Что бы придумать загадку, мы используем обратную схему синквейна. Приступаем к выполнению задания. (схема изображена на слайде). Команды «Красная шапочка,» и «Гуси – лебеди». Например:
Ну что же, команды собрались –пора отправляться в путь. И первая наша остановка будет игровая. Станция № 1 «Умники и умницы» (задания раздаются на листочках) Команды совещаются 1 минуты, читают задание и зазывают правильный ответ. Задание 1 команде: Установить этапы становления детской игры. А) Игра вдвоем, втроем. Б) Сюжетно-ролевая игра. В) Игра с предметами. Г) Режиссерская игра. Д) Игра рядом. Ответ. В, Д,А, Б, Г. Задание второй команде: Установить последовательность действий педагога при обучении детей пересказу.
Ответ. 5, 3, 1, 4, 2 Молодцы, справились с этим заданием удачно. Едем дальше. Следующая станция «Смекалистая» Станция 2. «Смекалистых» Участникам необходимо заменить фразеологизмы одним словом (на слайде) Для первой команды. Для второй команды .
Станция 3. «Шифровальная» Участникам команд необходимо за 3 минуты составить мнемотаблицу к стихотворению, а соперники должны угадать, что это за стихотворение. ( из 6 окошек) 1 команда. 2 команда.
Станция 4. «Бюро находок» Ну, что же, наши команды неплохо справились с заданиями, и вот мы подошли к «Бюро находок». Для каждой команды по коробочке. В коробках находятся потерянные вещи. Нужно открыть свои коробки , рассмотреть потерянные предметы и определить художественное произведение.
1 команда: К. Чуковский «Федорино горе»: самовар, игрушка кот, веник, салфетка вышитая. 2 команда- К. Чуковский «Путаница»: бабочка, спички, игрушка котенок, грибы. Станция5. «Финишная» Вот мы с вами и подошли к финишу. В конце каждой игры, соревнования, как и полагается, игроков ждет награда. Ваша награда в этих сундуках. Чтобы узнать, какая награда вас ждет, необходимо открыть сундук, и разгадать ребус.
За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, атмосферное давление в норме. Всех участников ждет только удача и успех в будущем. Можно садиться на свои места. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение! Спасибо за внимание.
|