КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Чайникова Любовь Юрьевна | |||
29.10.2024 08:04 | |||
КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Исполнитель: Чайникова Л.Ю. Воспитатель 1 квалификационной категории Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Словарный запас детей с ОНР, по мнению Г.А. Волковой, Л.Н. Павловой, характеризует бедность словаря, которая проявляется в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. [10; 171]. Словарный запас имеет большие различия в зависимости от уровня недоразвития: Дидактические игры – эффективное средство и закрепления лексических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ НА УЛИЦЕ 1. «Что бывает?» Цель: Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Бросая мяч ребёнку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
Цель: Обогащение речи детей существительными, прилагательными, наречиями. Участники по очереди называют слова на определенную букву, например, на букву «С». Естественно проигрывает тот, кто не сможет назвать слово на эту букву. 3. «Третий лишний» Цель: Обогащение и расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 4. Игра «Горячий — холодный» Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» ( «различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой. Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая взрослому мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий — Дети: Холодный (Хороший — Плохой; Умный — Глупый; Веселый — Грустный; Острый — Тупой; Гладкий — Шероховатый; Легкий — Тяжелый; Глубокий — Мелкий; Светлый — Темный; Добрый — Злой; Радостный — печальный; Быстрый — Медленный; Частый — Редкий; Мягкий — твердый; Ясный- пасмурный; Высокий — низкий) Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. 5. «Игры с водой» Цель: расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы). Оборудование: надувной бассейн с водой или другая емкость, лейка, ведерко, пластмассовые чашки, миски и другая посуда для игры с водой. Ход. Игра проводится на улице в теплый солнечный день. Взрослый рассказывает ребенку, что летом солнышко очень теплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем предлагает малышу поиграть с теплой водичкой. Во время действий ребенка с водой взрослый задает ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Наливаю воду, выливаю воду, переливаю, доливаю, лью). Если ребенок затрудняется, взрослый сам четко произносит глаголы. 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ В РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Дидактическая игра «Что лишнее?» * Цель: закрепление знаний о различных профессиях, развитие активного и пассивного словаря, формирование навыков сравнивать и анализировать. Ход игры: Боковые карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки кроме одной имели общий признак. Компоновать рисунки можно по цвету, форме, отношению к той или иной группе (посуда, из чего сделано, к какой профессии относится и т.д.). Например, выкладываем карточки с теркой, книгой и пистолетом. «Что лишнее?» Книга потому что она сделана из бумаги (дерева), а терка и пистолет – из металла. Усложнить игру можно, сделав так, что бы лишними были две или каждая картинка. Например, выкладываем карточки с глобусом, открыткой и школьной доской. Что лишнее? Доска, потому что она черного цвета, а открытка и глобус голубого. Открытка, потому что она относится по смыслу к профессии почтальона, а глобус и доска – к учителю. Глобус, потому что он имеет круглую форму, а доска и открытка прямоугольной формы. Предлагаем детям самим придумать варианты. 2. Игра «Я собрал в огороде…» Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д. 3. Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности». * Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой и зрительной памяти Материалы: карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, в своем городе. Ход игры: воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь. 4. Дидактическая игра «Транспорт» * Цель: способствует обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста. Ход игры: Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд. Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспортного средства. Педагог просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчик, в дверях – стюардесса, у трапа – пассажир). В следующий раз дети с помощью педагога рассматривают корабль, а на очередном занятии – поезд. 5. Дидактическая игра «Собери семью» * Цель: расширение объема словаря, научатся по внешним признакам различать животных мужского и женского пола, находить их животных и объединять в семьи. Материал: Картинки-пазлы с изображением животных Ход игры: Начинаем игру с небольшого рассказа, например; - Послушайте сказку о маленьком волшебнике, который живет в сказочной стране. Он добрый мальчик, но только очень невнимательный, торопливый и совсем не любит учиться: никак не может запомнить, где у него правая рука, а где – левая. Возьмет волшебную палочку в левую руку, взмахнет ею, и все в мире перепутается: окажется лосиха среди кур в курятнике, щенок – в саванне у львов, а в квартире у ребят поселится дикий кабан. Давайте вместе исправим ошибки, которые совершил маленький волшебник: поселим животных там, где они привыкли жить в природе, поможем маленьким зверятам найти маму и папу. Но для этого нужно многое узнать, а главное чем отличаются все мамы и папы на свете. Перед детьми раскладывают карточки картинками вверх, взрослый просит найти по одному детенышу и назвать его. Затем просит найти карточки с изображением мамы и папы этого детеныша и сложить карточки вместе. Если выбор сделан правильно, то имеющие на карточках замки позволят соединить их в цепочку и получить изображение места, где живет эта семья. В процессе игры взрослый обсуждает с детьми следующие вопросы. Вопросов может быть неограниченное количество. 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Игра «Сравни зверей» Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий). На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки). 2. Дидактическая игра «Образцы тканей» * Цель: способствует обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста. Оборудование: карточки-картинки с образцами тканей. Ход игры: «На этих картинках ткани разной расцветки. Нам предстоит выбрать ткань для комплекта постельного белья, — начинает разговор педагог. – Что входит в комплект постельного белья? Итак, кто что предлагает?» Педагог поясняет, что описать расцветку ткани очень непросто, поэтому он поможет найти нужные слова. Подсказывает, как описать ткань:
- мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы. * Цель: Обогащение речи детей существительными, прилагательными, наречиями. Оборудование: серия сюжетных картинок. Расскажите историю, которая приключилась однажды с мальчиком. Внимательно рассмотрите картинки. Расставьте картинки по порядку действий. Что на них произошло? Какое время года изображено? Где находилось гнездо птицы? Какая у птицы случилась беда? Как вела себя птичка? Пришла весна. На дереве птицы свили гнездо. Вскоре появились птенцы. Мать заботилась о них. Птенцы подрастали. Один птенец выпал из гнезда. Мать кружилась над ним и громко пищала. А хитрый рыжий кот уже приготовился к прыжку. Кто это увидел? Как могут звать мальчика? Что увидел мальчик? Как мальчик помог птичке? Это увидел мальчик Витя. Он прогнал шустрого, рыжего кота. Как поступил наш герой? Как повела себя птичка? Мальчик поднял птенчика и посадил его в гнездо. Мать птенчика весело защебетала. Как отблагодарила птичка мальчика? Петя залез на дерево и наблюдал, как птичка кормит своих птенцов. У каждого ребенка своя карточка с сюжетом. 4. Дидактическая игра УМНЫЕ КАРТОЧКИ «ЖИВОЙ МИР» * Цель: Формирование активного и пассивного словаря с помощью развивающих карточек. Ход игры: В карточках представлено несколько групп живой природы: «Растения», «Грибы», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», «Звери». Взрослый придумывает задания по теме занятия, а дети выполняют отвечая на вопросы или придумывая рассказ. 5. Дидактическая игра «Правда или нет» * Цель: способствует обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста, закрепление знаний о различных профессиях. Оборудование: комплект картинок транспорт, красная и зеленая карточка для каждого играющего Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета, объявляем условия игры — Сейчас я буду показывать вам картинки и называть вид транспорта. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас — вы показываете мне красную карточку. Затем вы должны объяснить, почему именно вы думаете, что я назвала транспорт не правильно. Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это троллейбус? (показываем картинку с самокатом, — дети поправляют- нет, это троллейбус потому что у него есть усики и ездит он бесшумно).
|