Консультация для родителей «Задержка речи или это норма?» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Аношина Галина Николаевна | |||
05.12.2024 16:05 | |||
Консультация для родителей «Задержка речи или это норма?» Структурные компоненты речевого развития 1. Неречевые высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 2. Понимание речи. 3. Фонематический слух. Звуконаполняемость и слоговая структура слова. 5. Звукопроизношение. 6. Словарь. 7. Грамматический строй речи. 8. Связная речь.
9. Просодические компоненты речи: речевое дыхание, голос, темп речи, ритм речи, плавность речи. Таблица необходимого словарного запаса Возраст Количество слов 1 год 9 слов 1,5 года 39-100 слов 2 года 200-400 слов 3 года 1000-1100 слов 4 года 1600-1926 слов Проверьте, на каком этапе развития речи находится ваш ребенок! Что же ребенок должен уметь к 3-м годам? Рассказать, как его зовут, к какому полу он относится и сколько ему лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности); Говорить: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо. Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, игрушки); Что же ребенок должен уметь к 3-м годам? Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки). Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: числительные два кубика, притяжательные прилагательные (чей? лисий хвостик, наречия здесь, там, хорошо, быстро); Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л); Любопытный факт: Как утверждают специалисты, ребенок в этом возрасте должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне. Речь ребенка в 3 года: отклонения. его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова; его сложно понять; в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями; ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения; глотает окончания слов; произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов; не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми; Он ориентируется в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают). Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Он не может передать интонацию слова. Интересной особенностью его речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла) частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов Особенности детей с ЗРР Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности: Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается. Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре). Мелкая моторика рук развита слабо. Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком «Если я вижу, что ребенок развивается не так, как окружающие его сверстники, к какому специалисту идти?» Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешаютстановлению речи. это хронический отит, аденоиды, тугоухость. Что такое логопедический детский сад? Логопедическая группа; Логопедический пункт; Логопедический пункт при поликлинике; ЛОГОПЕД Запуск речевой активности при отсутствии речи перед лечением. Работа с общей, мелкой моторикой. Доведение воспроизведения звуков до автоматизма. Тренировка мышления, памяти. Увеличение словарного запаса. Обучение ребенка правильно говорить, строить предложения, формировать диалог, что в дальнейшем помогает развить связную, грамотную речь. Формирование способности слышать звуки, распознавать их в разговоре окружающих. Обучение письменной речи, повышение грамотности письма у школьников. упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. Общая моторика (движение рук, ног, туловища) Мелкая моторика (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика) Дыхательная гимнастика Понимание речи Понимание и выполнение 2-х ступенчатой инструкции Игровые диалоги Проговаривание песенок, сказок, потешек. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. Стихотворение с требовательной интонацией. Ребенок выполняетдвижения, имитирующие действия. УМЫВАЙСЯ! (Э. Машковская) Кран, откройся. Нос, умойся. Мойтесь сразу оба глаза. Мойтесь, ушки. Мойся, шейка. Шейка, мойся хорошенько. Мойся, мойся, умывайся. Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! СДЕЛАЙ ТАК (изм. Т. Башинской) Зайка серый, умывайся! Зайка, в гости собирайся! Вымой хвостик, Вымой ухо, Вытри сухо! При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.
|