Художественно-эстетическое развитие как средство развития речи детей 6-7 лет с ТНР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Нафигина Эльвира Насировна | |||
04.12.2024 22:56 | |||
Художественно-эстетическое развитие как средство развития речи детей 6-7 лет с ТНР Аннотация. Статья посвящена роли художественно-эстетического развития в формировании речи детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Автор анализирует идеи Л.С. Выготского о влиянии речи на сознание ребенка, подчеркивая эффективность использования произведений искусства для преодоления речевых трудностей. В статье рассматриваются различные виды художественной деятельности, такие как театрализация, музыка, живопись и литература, их влияние на когнитивное развитие и самовыражение ребенка с ТНР. Описаны преимущества арт-терапии и важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Подчеркивается значимость создания поддерживающей среды и профессионализма педагога в интеграции искусства в образовательный процесс для формирования гармонично развитой личности ребенка.
Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, дети 6-7 лет, тяжелые нарушения речи, ТНР, Л.С. Выготский, искусство, театрализация, музыка, живопись, арт-терапия, педагог, развитие речи, когнитивные способности, самовыражение, индивидуальный подход. Художественно-эстетическое развитие играет ключевую роль в формировании речи детей 6-7 лет, страдающих тяжелым нарушением речи (ТНР). Обсуждая данную тему, невозможно обойтись без наследия Л.С. Выготского, который подчеркивал: "Всякая значительная перестройка сознания ребенка всегда связана с развитием его речи" [1]. Таким образом, в условиях ТНР эстетически насыщенная среда и активное использование произведений искусства могут выступать эффективным инструментом для преодоления речевых затруднений. Важность художественной деятельности для общего развития ребенка трудно переоценить. Музыка, живопись, театр и литература не только развивают внутренний мир ребенка, но и стимулируют различные когнитивные процессы. Творческая активность детей способствует усиленному восприятию, анализу информации и самовыражению, что крайне важно в условиях ТНР. Подтверждая это, Д.Б. Эльконин писал: "Игра не просто воспроизводит то, что окружает ребенка, она строит важные линии его внутреннего мира" [2]. Одним из основных методов художественно-эстетического развития является театрализация, представляющая собой синтез различных форм искусства. Включение театральных игр и постановок, в которых ребенок активно участвует, помогает развивать не только вербальное общение, но и социальные навыки. Такие игры стимулируют активное взаимодействие ребенка с окружением, что, в свою очередь, способствует улучшению навыков общения. Музыка, как часть эстетического воспитания, также играет важную роль в развитии речи. Особое значение имеет ритмическая составляющая, способствующая формированию фонематического слуха, который играет важную роль в развитии речи. На это обращал внимание и К.Д. Ушинский, подчеркивая, что "музыка дает мощные импульсы к развитию речи ребенка" [3]. Пение и музыкальные игры помогают детям с ТНР активнее включаться в процесс общения, развивают слуховое внимание и ритмику речи. Живопись и изобразительное искусство предоставляют детям возможность выражать свои мысли и эмоции посредством изображения, что крайне важно для детей с ТНР, испытывающих затруднения в вербальном выражении. Психологи и педагоги все чаще обращаются к методам арттерапии для работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Суть арт-терапии заключается в том, чтобы дать ребенку возможность выразить свои чувства и мысли в безопасной и комфортной среде. По мнению психолога Е.А. Архиповой, "изобразительное выражение мыслей может стать первой ступенью в преодолении вербальных ограничений у детей с ТНР" [4]. Литература как часть художественно-эстетического развития открывает перед детьми мир слов и образов. Чтение вслух, обсуждение текстов и использование литературных произведений в игровой форме помогают детям осознать различные языковые конструкции, обогатить словарный запас и улучшить грамматический строй речи. Работая с текстом, ребенок учится обобщению и анализу, что помогает ему лучше осознавать и строить собственную речь. Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям каждого ребенка с ТНР. Подходы, предлагаемые в художественноэстетическом развитии, требуют гибкости и вариативности. Каждый ребенок уникален, и методы воздействия должны учитывать его личные интересы и потребности. Для успешного художественно-эстетического развития детей с ТНР необходимо создать поддерживающую среду, которая способствует свободному и комфортному участию детей в разнообразных видах деятельности. Здесь на первый план выходит роль педагога, который выступает проводником ребенка в мир искусства. Педагог должен быть не только профессионалом в своей области, но и чутким наставником, готовым поддержать ребенка в его стремлении к самовыражению. Из опыта работы стоит отметить, что особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства в повседневную деятельность. Это позволяет создать благоприятную среду, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства, развивая тем самым коммуникативные навыки. Одним из основных направлений работы является использование изобразительного искусства. Дети активно взаимодействуют с красками, глиной и другими материалами, что не только стимулирует их творческие способности, но и способствует развитию мелкой моторики, напрямую связанной с речевой активностью. В процессе создания рисунков и поделок, дети учатся описывать свои действия, выражать свои впечатления, тем самым обогащая свой словарный запас. Музыка и ритмика играют не менее значимую роль в развитии речи у детей с ТНР. Во время музыкальных занятий дети изучают простые песенки и ритмические упражнения, что помогает им лучше улавливать звук, интонации и ритм речи. Пение и участие в музыкальных играх стимулируют развитие слухового восприятия и способствуют формированию правильного речевого дыхания. Театрализованная деятельность — еще одно эффективное средство, использующееся для речевого развития. Дети принимают участие в постановках, где они учатся передавать эмоции, использовать мимику и жесты, привыкают к новым речевым шаблонам и структурам. Подготовка к спектаклям помогает детям преодолевать страх публичных выступлений и способствует развитию уверенности в себе. Работа над художественно-эстетическим развитием проводится в тесной интеграции с логопедическими занятиями. Совместная работа специалистов позволяет добиться положительных результатов в развитии речи, облегчая детям с ТНР процесс обучения и социального взаимодействия. Художественно-эстетическая деятельность, таким образом, не только обогащает внутренний мир ребенка, но и становится важным инструментом коррекции речевых нарушений. Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет с ТНР представляет собой многоаспектный процесс, требующий комплексного подхода. В его рамках происходит не только развитие речевых навыков, но и общее развитие личности ребенка, его когнитивных способностей и эмоциональной сферы. Эффективная интеграция искусства в образовательный процесс способствует не только преодолению речевых ограничений, но и формированию гармонично развитой личности ребенка. Список литературы:
|