Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.
Развитие речи у детей
Автор: Шолмова Елизавета Викторовна   
10.12.2024 16:04

Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.

Шолмова Елизавета Викторовна учитель-логопед ГБОУ ООШ№19 СП «Детский сад «Кораблик», г. Новокуйбышевск

Интерес к проблемам формирования речевой грамотности у дошкольников обусловлена тем, что речь играет важную роль в жизни человека: она стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Речевые нарушения у дошкольников в дальнейшем ведут к нарушениям письменной речи. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей младшего школьного возраста. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении школьниками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка

 

Причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является развитие языкового анализа и синтеза, формирование слогового и фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Формирование речевой грамотности у дошкольников ведется по направлениям.

1. Анализ предложения на слова.

Работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения предлагаю детям задания:

  1. Составить предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  2. Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в них количество слов.
  3. Составить распространённые предложения по вопросам: (где? как? когда?) и др.
  4. Составить графические схемы предложений, отыскать в схеме определённое слово, прочитать предложения по схеме.
  5. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
  6. Придумать предложение с определённым количеством слов. Увеличить количество слов в предложении.
  7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
  8. Придумать предложение с определённым словом.
  9. По графической схеме придумать предложение.
  10. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
  11. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
  12. Слоговой анализ

При формировании слогового анализа и синтеза использую следующие виды заданий:

  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество, поднять соответствующую цифру;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии;
  • выделить гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • назвать только гласный звук слога;
  • поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
  • записать только гласные буквы слогов;
  • придумать слог с соответствующей гласной;
  • определить место гласного звука в слове
  • назвать только гласные звуки данного слова;
  • разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;
  • придумать слова по различным графическим схемам

Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

  • выделить первый слог из названий картинок. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Например, даются картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получается предложение «Мама купала Лару»;
  • определить пропущенный слог в названии картинки;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке;
  • определить слово или предложение, произнесённое по слогам;
  • по сюжетной картинке назвать слова из 1, 2, 3-х слогов. Предварительно дети называют предметы, изображённые на картинке;
  • придумать слово с определённым слогом в начале слова, конце слова, например, со слогом «ма»;
  • изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Читается слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;
  • работа с таблицами слогов. Показываются буквы в определённом порядке и даётся задание назвать слог;
  • составить из букв азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работу выстраиваю в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места.
  3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

При работе над развитием фонематического анализа и синтеза использую упражнения:

  • повторить только те слова, в которых есть заданный звук
  • показать картинки, в названии которых есть заданный звук, определить первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, азбука, осы и т.д.;
  • найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного слога;
  • подобрать слова, которые начинаются на гласный, а, о, у;
  • отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у);
  • игра в лото;
  • подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука;
  • выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
  • назвать слова по сюжетной картинке, которые начинаются с данного звука;
  • изменить первый звук слова (гость – кость);
  • вписать первую букву в схему слова под картинкой;
  • отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке;
  • составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
  • подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-ем месте;
  • выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков
  • выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков;
  • подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово;
  • преобразовать слова;
  • придумать слова к графической схеме и др.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год