Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.
Шолмова Елизавета Викторовна учитель-логопед ГБОУ ООШ№19 СП «Детский сад «Кораблик», г. Новокуйбышевск
Интерес к проблемам формирования речевой грамотности у дошкольников обусловлена тем, что речь играет важную роль в жизни человека: она стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Речевые нарушения у дошкольников в дальнейшем ведут к нарушениям письменной речи. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей младшего школьного возраста. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении школьниками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка
Причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является развитие языкового анализа и синтеза, формирование слогового и фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
Формирование речевой грамотности у дошкольников ведется по направлениям.
1. Анализ предложения на слова.
Работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения предлагаю детям задания:
- Составить предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов.
- Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в них количество слов.
- Составить распространённые предложения по вопросам: (где? как? когда?) и др.
- Составить графические схемы предложений, отыскать в схеме определённое слово, прочитать предложения по схеме.
- Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
- Придумать предложение с определённым количеством слов. Увеличить количество слов в предложении.
- Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
- Придумать предложение с определённым словом.
- По графической схеме придумать предложение.
- Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
- Слоговой анализ
При формировании слогового анализа и синтеза использую следующие виды заданий:
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество, поднять соответствующую цифру;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии;
- выделить гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- назвать только гласный звук слога;
- поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
- записать только гласные буквы слогов;
- придумать слог с соответствующей гласной;
- определить место гласного звука в слове
- назвать только гласные звуки данного слова;
- разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;
- придумать слова по различным графическим схемам
Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
- выделить первый слог из названий картинок. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Например, даются картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получается предложение «Мама купала Лару»;
- определить пропущенный слог в названии картинки;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке;
- определить слово или предложение, произнесённое по слогам;
- по сюжетной картинке назвать слова из 1, 2, 3-х слогов. Предварительно дети называют предметы, изображённые на картинке;
- придумать слово с определённым слогом в начале слова, конце слова, например, со слогом «ма»;
- изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Читается слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;
- работа с таблицами слогов. Показываются буквы в определённом порядке и даётся задание назвать слог;
- составить из букв азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работу выстраиваю в следующей последовательности:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале и в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места.
- Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
При работе над развитием фонематического анализа и синтеза использую упражнения:
- повторить только те слова, в которых есть заданный звук
- показать картинки, в названии которых есть заданный звук, определить первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, азбука, осы и т.д.;
- найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного слога;
- подобрать слова, которые начинаются на гласный, а, о, у;
- отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у);
- игра в лото;
- подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука;
- выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
- назвать слова по сюжетной картинке, которые начинаются с данного звука;
- изменить первый звук слова (гость – кость);
- вписать первую букву в схему слова под картинкой;
- отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке;
- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
- подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-ем месте;
- выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков
- выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков;
- подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово;
- преобразовать слова;
- придумать слова к графической схеме и др.
|