Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевая активность младшего дошкольника как объект педагогического воздействия
Развитие речи у детей
Автор: Тютяева Оксана Александровна   
05.02.2025 10:19

Речевая активность младшего дошкольника как объект педагогического воздействияРечевая активность младшего дошкольника как объект педагогического воздействия

Тютяева Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад №8 «Улыбка», г. Саров, Нижегородская область

«Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

В современной науке речь рассматривается как особый вид деятельности. Поэтому, чтобы подчеркнуть ее деятельностный характер, в психологии появилось понятие «речевая активность». Известный психолог и лингвист Ф.А. Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи зависит от понимания главного механизма развития речи, овладения языком [2].

 

Для каждого возрастного этапа существует своя норма речевого развития, следовательно, основной целью речевой активности является достижение каждым ребенком возрастной нормы.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

  • общение взрослых и детей
  • культурная языковая среда, речь воспитателя
  • обучение родной речи на занятиях
  • художественная литература
  • различные виды искусства.

Формирование речевой активности дошкольников должно происходить в контексте игры, поскольку именно игрой определяются основные доминанты, регулирующие взаимодействие ребенка с окружающим миром.

При решении задач повышения речевой активности мы стараемся использовать в своей работе специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.

Необходимо при проведении игр использовать такой методический прием, как многократное повторение, поскольку дети с разной скоростью воспринимают и усваивают новую информацию. Многократное же повторение позволяет достичь максимального эффекта усвоения содержания игры.

При проведении подвижных игр на прогулке или на занятиях гимнастикой все действия сопровождаются речевым материалом. В игре, сопровождаемой художественным словом, дети легко усваивают музыкальность, напевность, ритмичность родного слова. Для повышения речевой активности используются также театрализованные игры. Использование театральных приемов на занятиях позволяет осуществить комплексный подход к развитию речи ребенка. Использование фольклорных элементов, таких как потешки, прибаутки, сказки также очень эффективно для овладения речью. У этих элементов фольклора есть свой уникальный ритм, который заставляет детей концентрировать на них внимание и является залогом формирования правильной, красивой речи. Также, запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи.

Дидактическая игра тоже может служить формой обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможности использования ее в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Полезны и интересны детям младшего возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, формированию словарного запаса.

Неоценимым подспорьем для развития речи является бытовая деятельность. Она неотрывна от нашего существования, поэтому ребенок легко вступает в общение и, главное, естественен в нем. Прогулка, одевание, прием пищи, приготовление ко сну – все это ситуации, где взрослый может активно взаимодействовать с детьми и разнообразить тематику разговоров с ними.

Важным средством развития речи является языковая среда. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают, рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование так называемого «чувства языка», которое, в свою очередь, способствует усвоению культуры речи. Поскольку в дошкольном возрасте дети большую часть деятельности усваивают через подражание взрослым, речь воспитателя, родителей, окружающих людей должна быть правильной, насыщенной, выразительной, точной. Большая ответственность в связи с этим лежит на педагоге, которому необходимо быть критичным к себе и стремиться к совершенствованию. Также воспитатель должен учитывать возрастные особенности своих воспитанников и говорить на понятном языке.

Развитию речевой активности помогают пальчиковые игры, которые дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Персонажи пальчиковых игр нравятся детям, они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

Объединение художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщать детей к простым играм-драматизациям с понятным и интересным для них сюжетом, играм-забавам, играм-хороводам. Все эти игры помогают развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет и уровень речевого развития детей [1]. Для повышения речевой активности очень важна речевая среда. Речевая среда может воспроизводиться в ролевых играх, где ребенок имитирует речь и поведение в соответствии с определенной социальной ролью, например, матери или отца, доктора, продавца. В такой игре рождается необходимость в диалоге, а также монологической речи. Сердцевину диалога составляют отношения, которые направлены на поддержание готовности к встрече с партнером, установки на ответ собеседнику, в принятии своего партнера, сопереживании с ним.

Особенно важную роль в развитии речи у дошкольников играет общение со сверстниками. Ведь именно в такой ситуации они наиболее естественны, роли их равны, а следовательно, диалог свободен и непринужден. В таком диалоге практикуется умение договариваться во время игры. Но и такому диалогу детей, на мой взгляд, необходимо учить, задавать его правила, контролировать эмоциональную составляющую.

Новые потребности общения и ведущей деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится связной. Собственная речь ребенка уже включена в его деятельность, часто сопровождая его манипулирования с предметами, игрушками. Постепенно на основе общения со взрослым речь ребенка начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. Характер, формы и средства общения дошкольников в игре зависят, прежде всего, от ее содержания. Только содержательные игры создают условия для разнообразной речевой практики детей.

Особое внимание следует уделять формированию потребности высказываться самостоятельно. Дети говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия, тем самым достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться.

Итак, развитие речевой активности происходит в игровой деятельности. Существуют средства и методы повышения речевой активности, которые педагоги используют в своей работе: речевые упражнения, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, театральные приемы. Речь развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Особое значение в речевом развитии имеет диалог. В игровой деятельности обогащается словарь ребенка. Все вышеперечисленное и ведет к повышению речевой активности.

Используемая литература

  1. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1079. – 223 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год