Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Развитие речи у детей
Автор: Хабибуллина Елена Юрьевна   
06.02.2025 17:30

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цель: формирование основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать умения пересказывать литературные произведения с использованием мнемотехники;
  • обогащать словарный запас;
  • учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев;
  • способствовать эмоциональному отклику и умению дать оценку содержанию, главной идее;

Развивающие

  • развивать умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи;
  • развивать связную речь при конструировании предложений, по опорным словам, в заданной мнемотаблице;
  • совершенствовать мелкую и общую моторику, используя игры на координацию речи и движения;
  • развивать звуковую культуру речи: упражнять в произнесении звуков [с], используя чистоговорки;
  • развивать наглядно-образное и логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к художественной литературе;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к персонажам сказки

Предварительная работа:

  • игры и упражнения, способствующие развитию слухового, зрительного внимания детей: «Скажи какой», арктикуляционная гимнастика «Прогулочная», чистоговорка «Осенний лес»;
  • чтение сказки и просмотр мультфильма «Под грибом» В.Г. Сутеева,
  • изготовление настольного театра «Под грибом» с использованием бросового материала;
  • рассматривание иллюстраций, обыгрывание диалогов;
  • прослушивание и подбор музыкальных фрагментов, характеризующие того или иного героя.

Технические средства обучения (оборудование): магнитофон.

Демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Под грибом» В.Г. Сутеева, мнемотаблица, настольный театр «Под грибом», демонстрация леса.

Методы и приемы:

  • Наглядный – рассмотрение илюстрации к сказке. Мнемотаблица, настольный театр.
  • Словесный – художественное слово (чтение сказки, заучивание чистоговорки), словарная работа, вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей, поощрение.
  • Игровой – речевая игра с мячом, логопедическая гимнастика, упражнения на координацию речи и движения

Воспитатель и сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель: Ребята, давайте подготовим наши язычки, чтобы они стали послушными.

Артикуляционная гимнастика «Прогулочная»

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот

- Тянутся вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом

Догадаться, кто бы мог:

Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата

Язычок у нас ребята.

Вот и кончилась прогулка

Язычок скорей домой.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали. Ребята, посмотрите, а у насна доске весит картинка. Кто скажет, что на ней изображено? (сказка «Под грибом»?)

Воспитатель: Марсель, а ты как думаешь?

Воспитатель: Верно, это иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом»

Воспитатель: Ой, что-то я не могу вспомнить, как же начиналась сказка… Может кто-то подскажет? (Однаждызастал муравья в лесу сильный дождь…)

Воспитатель: У меня идея! Давайте изобразим шум дождя, хлопая в ладоши.

Дети под руководством воспитателя хлопают в ладоши,

имитируя шум дождя, сначала медленно потом быстро.

Рассердилась туча злая

И закапал мелкий дождь.

Капля – раз, капля — два

Очень медленно сперва.

А потом, а потом,

Всё бегом, бегом, бегом!

Ливень туча посылает

И стеной вода течёт.

Где бы спрятаться от ливня? Поднять руки вверх, изобразить шляпку

Под грибом нас сказка ждёт. гриба над головой

Воспитатель: Ребята, что же нам поможет вспомнить сюжет сказки? (картинки)

Воспитатель: как здорово вы придумали.

Воспитатель: Картинки –подсказки?!?! (да…)

Воспитатель: А у меня как раз такие есть, давайте на них посмотрим и попробуем вместе вспомнить сказку.

Воспитатель поочередно выставляет на магнитную доску мнемосхемы с обозначением сюжетов сказки, который описывают дети

Воспитатель: Шел сильный дождь.

Воспитатель: Что случилось с муравьём? (Муравей попал под сильный дождь)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Куда он решил спрятаться? (Под шляпку маленького гриба)

Воспитатель: Ох, ребята засиделись мы свами, разомнем ножки? (да)

Ребята встают рядом со стульчиками

Физминутка «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были? (ходьба на месте)

За грибами в лес ходили.

Мы грибочки собирали, (присели, «собирают» грибы)

А глазки, помогали.

Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево,

Все пенечки оглядели. вправо)

Воспитатель: Кто сначала попросился к муравью под грибок? (Бабочка)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Почему муравей не хотел пускать бабочку? (муравью одному было место мало)

Воспитатель: Кто ещё прибежал к грибку? (Мышка)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало? (3)

Воспитатель: Алина, а ты сколько сосчитала? (3) Артем, перечисли кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка)

Воспитатель: давайте теперь все вместе перечислим, кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка)

Воспитатель: ребята, мышка она, какая? (маленькая, пушистая…) я предлагаю поиграть в игру с мячом. Я кидаю вам мяч, а вы опишите мышку, бабочку и муравья, отвечая на вопрос «Какая»

Речевое упражнение с мячом «Скажи какая»

Воспитатель: Замечательно у вас получилось икак интересно вы описали зверей, мне понравилось.

Воспитатель: Кто ещё решил переждать дождь под грибком? (Воробей)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало? (4)

Воспитатель: Самир, ты сколько сосчитал зверей? (4)

Воспитатель: Ярослав, перечисли зверей которые спряталисьпод грибом. (муравей, бабочка, мышка, воробей)

Воспитатель: Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)

Воспитатель: Как поступили лесные жители? (Потеснились и спрятали зайца от лисы)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало под грибом? (5)

Воспитатель: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос)

Воспитатель: Дима, а ты как думаешь? Имран, как думаешь, почему гриб вырос?

Воспитатель: Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, помогать в беде.)

Воспитатель: Ребята, вспомнить сказку на помогли картинки- подсказки, как выдумаете с помощью чего мы еще можем пересказать сказку? (стаканчики которые мы сделали для театра)

Воспитатель: Отличная идея! Я буду автором, а вы главными героями, тогда отправимсяна осеннюю полянку? Вы согласны? (да…)

Дети и воспитатель берутся за руки и змейкой перемещаются на ковер проговаривая чистоговорку «Осенний лес»

Ес-ес-ес – идем мы в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а здесь все как в сказке, гриб есть и все герои. Присаживайтесь на ковер, начнем распределятьроли.

Воспитатель: кто хочет с играть роль Муравья? Бабочки? Мышки? Воробья? Зайца и Лисы? Лягушки?

Пересказ сказки с использованием настольного театра "Под грибом» изготовленного из бросового материала.

Воспитатель: Сегодня мы с вами увидели, что сказку можно рассказать не только по картинкам — подсказкам, но и даже стать ее героями.

Воспитатель: Ребята кажите пожалуйста, чему учит нас эта сказка? (быть добрыми)

Воспитатель: А, Наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в детский сад!! Спасибо всем за работу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год