Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хабибуллина Елена Юрьевна | |||
06.02.2025 17:30 | |||
Цель: формирование основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой. Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные:
Предварительная работа:
Технические средства обучения (оборудование): магнитофон. Демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Под грибом» В.Г. Сутеева, мнемотаблица, настольный театр «Под грибом», демонстрация леса. Методы и приемы:
Воспитатель и сидят полукругом на стульчиках Воспитатель: Ребята, давайте подготовим наши язычки, чтобы они стали послушными. Артикуляционная гимнастика «Прогулочная» Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот - Тянутся вперед. Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок. Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал. То иголка, то лопата Язычок у нас ребята. Вот и кончилась прогулка Язычок скорей домой. Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали. Ребята, посмотрите, а у насна доске весит картинка. Кто скажет, что на ней изображено? (сказка «Под грибом»?) Воспитатель: Марсель, а ты как думаешь? Воспитатель: Верно, это иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом» Воспитатель: Ой, что-то я не могу вспомнить, как же начиналась сказка… Может кто-то подскажет? (Однаждызастал муравья в лесу сильный дождь…) Воспитатель: У меня идея! Давайте изобразим шум дождя, хлопая в ладоши. Дети под руководством воспитателя хлопают в ладоши, имитируя шум дождя, сначала медленно потом быстро. Рассердилась туча злая И закапал мелкий дождь. Капля – раз, капля — два Очень медленно сперва. А потом, а потом, Всё бегом, бегом, бегом! Ливень туча посылает И стеной вода течёт. Где бы спрятаться от ливня? Поднять руки вверх, изобразить шляпку Под грибом нас сказка ждёт. гриба над головой Воспитатель: Ребята, что же нам поможет вспомнить сюжет сказки? (картинки) Воспитатель: как здорово вы придумали. Воспитатель: Картинки –подсказки?!?! (да…) Воспитатель: А у меня как раз такие есть, давайте на них посмотрим и попробуем вместе вспомнить сказку. Воспитатель поочередно выставляет на магнитную доску мнемосхемы с обозначением сюжетов сказки, который описывают дети Воспитатель: Шел сильный дождь. Воспитатель: Что случилось с муравьём? (Муравей попал под сильный дождь) Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке Воспитатель: Куда он решил спрятаться? (Под шляпку маленького гриба) Воспитатель: Ох, ребята засиделись мы свами, разомнем ножки? (да) Ребята встают рядом со стульчиками Физминутка «Где вы были?» Ножки, ножки, где вы были? (ходьба на месте) За грибами в лес ходили. Мы грибочки собирали, (присели, «собирают» грибы) А глазки, помогали. Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево, Все пенечки оглядели. вправо) Воспитатель: Кто сначала попросился к муравью под грибок? (Бабочка) Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке Воспитатель: Почему муравей не хотел пускать бабочку? (муравью одному было место мало) Воспитатель: Кто ещё прибежал к грибку? (Мышка) Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке Воспитатель: Сколько их стало? (3) Воспитатель: Алина, а ты сколько сосчитала? (3) Артем, перечисли кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка) Воспитатель: давайте теперь все вместе перечислим, кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка) Воспитатель: ребята, мышка она, какая? (маленькая, пушистая…) я предлагаю поиграть в игру с мячом. Я кидаю вам мяч, а вы опишите мышку, бабочку и муравья, отвечая на вопрос «Какая» Речевое упражнение с мячом «Скажи какая» Воспитатель: Замечательно у вас получилось икак интересно вы описали зверей, мне понравилось. Воспитатель: Кто ещё решил переждать дождь под грибком? (Воробей) Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке Воспитатель: Сколько их стало? (4) Воспитатель: Самир, ты сколько сосчитал зверей? (4) Воспитатель: Ярослав, перечисли зверей которые спряталисьпод грибом. (муравей, бабочка, мышка, воробей) Воспитатель: Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса) Воспитатель: Как поступили лесные жители? (Потеснились и спрятали зайца от лисы) Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке Воспитатель: Сколько их стало под грибом? (5) Воспитатель: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.) Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос) Воспитатель: Дима, а ты как думаешь? Имран, как думаешь, почему гриб вырос? Воспитатель: Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, помогать в беде.) Воспитатель: Ребята, вспомнить сказку на помогли картинки- подсказки, как выдумаете с помощью чего мы еще можем пересказать сказку? (стаканчики которые мы сделали для театра) Воспитатель: Отличная идея! Я буду автором, а вы главными героями, тогда отправимсяна осеннюю полянку? Вы согласны? (да…) Дети и воспитатель берутся за руки и змейкой перемещаются на ковер проговаривая чистоговорку «Осенний лес» Ес-ес-ес – идем мы в лес. Су-су-су – тихо осенью в лесу. Ес-ес-ес – опустел осенний лес. Су-су-су – грибы берем в лесу. Ес-ес-ес – листву роняет лес. Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве. Воспитатель: Ребята посмотрите, а здесь все как в сказке, гриб есть и все герои. Присаживайтесь на ковер, начнем распределятьроли. Воспитатель: кто хочет с играть роль Муравья? Бабочки? Мышки? Воробья? Зайца и Лисы? Лягушки? Пересказ сказки с использованием настольного театра "Под грибом» изготовленного из бросового материала. Воспитатель: Сегодня мы с вами увидели, что сказку можно рассказать не только по картинкам — подсказкам, но и даже стать ее героями. Воспитатель: Ребята кажите пожалуйста, чему учит нас эта сказка? (быть добрыми) Воспитатель: А, Наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в детский сад!! Спасибо всем за работу.
|