«Роль дидактических игр и упражнений в обучении связной речи детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Юшкова Татьяна Александровна | |
04.05.2025 07:40 | |
«Все дело в том, что в области усвоения языка от того каким был старт, зависит всё дальнейшее продвижение». Л.А. Венгер Раздел «Развитие речи» сложный и очень важный для развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо, чтобы каждый ребенок овладел основами связной речи. А самое главное, чтобы эти занятия были для детей не нудной обязанностью, а интересным делом, чтобы каждый ребенок пополнял копилку знаний с радостью и огромным удовольствием. Для этого нужно обучая детей — играть с ними. Игра -это возможность весело и непринужденно учиться новому. Многие занятия похожи на сказку, когда приходит сказочный герой и дети отправляются с ним в интересное путешествие при этом, получают разные речевые задания, выполняя которые они постигают основы связной речи. Последующие занятия проходят в виде занимательных соревнований, где команды детей выполняют разнообразные задания, а в конце подводится итог. При этом каждый ребенок отвечает не только за себя, но и за своих сверстников в команде. В это же время мы воспитываем в детях чувство коллективизма, развиваем дружеские взаимоотношения, в группе создается теплый психологический климат, что способствует успешному усвоению последующих знаний.
На занятиях по развитию речи используем дидактические игры и упражнения. Само название «дидактические» определяет их основную функцию- обучение в игровой форме: игра «Умные кубики», где цель игры: кто больше придумает слов и предложений на заданный звук- для упражнения в придумывание слов и предложений с определённым звуком. «Что сначала, что потом» -игра, которая развивает у детей логическое мышление и закрепляет название овощей и фруктов. Игра «Что изменилось», а в этой игре дети закрывают глаза ипедагог меняет картинки местами, затем дети определяют, что изменилось и как по сюжету должно быть правильно. Игра «Найди свой домик»: детям раздаются картинки животных (домашних и диких) и по сигналу педагога дети должны найти свой домик, то есть подбежать к картинке «домик» или «лес», с помощью этой игры мы закрепляли знания обитания домашних и диких зверей. Следующая игра «Назови пару» -излюбленная детьми игра, которая проводится с мячом в кругу. Ведущий кидает мяч, называя животного, а дети его детеныша (эту игру можно изменять на разные темы) и кидают обратно мяч педагогу. Игра «Цепочка слов» — цель игры, чтобы научить детей получать новые слова способом замены одной буквы (кит, кот и т.д.), игра «Закончи слово» — цель игры, это придумывание слов на заданный слог. Для того чтобы ребенок применял свои знания на практике и стремился к усвоению нового, необходимо создать в группе развивающую среду. Многие дидактические игры изготовлены самостоятельно: «Продолжи ряд», «Подбери картинку по смыслу», «Найди пару», «Собери сказку», «Разложи картинки по порядку и составь рассказ». Хорошую поддержку и помощь в обучении детей связной речи оказывают родители. На консультации они могут познакомиться, в какие речевые игры можно играть дома с детьми. В утренний и вечерний отрезок времени родители могут наблюдать, как их дети играют в игры. Отрадно видеть, как дети самостоятельно умеют играть в дидактические игры. Практика показывает, что используя на занятиях и в свободной деятельности дидактические игры и упражнения у детей, лучше развивается связная речь, что способствует развитию ребенка в общем.
|