Конспект интегрированного занятия по развитию речи, в группе младшего дошкольного возраста, 4-5 лет, общеразвивающей направленности «По дорогам сказок» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Лопатка Альфия Медихатовна | |
11.05.2025 19:46 | |
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: Овладение детьми связной речью и навыками речевого общения на основе литературных произведений жанра «сказки». Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, средствами театрализованной деятельности. Расширение элементарных знаний и понятий о театре. Задачи: Образовательные: Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово: вежливость, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. Прививать любовь к литературному жанру – сказка; Продолжать учить детей, используя метод моделирования, эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников; Учить узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок, с помощью наводящих вопросов и загадок. Расширять словарный запас, активизировать речь детей. Развивающие: Развитие речи, памяти, мышления. Развивать интонационную выразительность. Развивать эмоционально — чувственный мир детей. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать русские народные сказки. Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки; Развивать способность приобщаться к духовным ценностям. Воспитательные: Воспитывать доброту, желание оказывать помощь в трудной ситуации, учиться действовать согласованно. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям посредством их обыгрывания и театрализации. Воспитывать культуру поведения детей в театре. Планируемые результаты:
Виды деятельности: игровая, словесная, самостоятельная. Формы работы: индивидуальная, групповая Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательных рассказов. Обыгрывание игры драматизации. Оборудование и материалы: конверты с заданиями, маски героев сказки «Колобок». Три игрушечных медведя, стол, игрушечная посуда. Геометрические фигуры (кружок) разного цвета и величины. Волшебный клубок; ребристая дорожка (гимнастическая), живое тесто в миске, 7 листов разного цвета (радуга), мольберт. Картонные дощечки, на каждого ребенка по 1 шт. Камыш картонный, лилия, лягушки, уменьшенная модель участка «болото». Лубяная и ледяная избы (картон), билеты входные в театр, соответствуют нумерации на детских стульях (желтый, зеленый). Кокошник, платок, куклы зайца и лисы, театральный уголок. Аудиозаписи «В гостях у сказки», Ах вы сени, мои сени..; дерево, цветы для полянки, волшебный сундучок, книжки: «Русские народные сказки», зонт «Радуга». Ход занятия: Приветствие: «Доброе утро» (Муз. сопровождение: №1 «В гостях у сказки») Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями: Доброе утро! Я принесла новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли) -Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы? (дети рассуждают, высказывают свои предположения) -Смотрите, вместо одной из страниц-письмо. Давайте прочтем. «Здравствуйте детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба-Яга, разбросала все страницы книги по» дорогам сказок»! Ищите, может и найдете. Но помощи от меня не ждите!» Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. А почему ее письмо разноцветное? Что-то оно мне напоминает? (Радугу) -А сколько цветов у радуги? Назовите их. (Ответы детей) -Давайте посчитаем. (7) Ну да, в этой книге было столько же страниц. Что же нам делать, как нам быть, и как найти страницы нашей книги? И где эта дорога сказок? И что такое СКАЗКА? -Ребята, скажите, что такое сказка? (ответы детей) (необыкновенные истории, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери) - Кто сочиняет сказки? (ответы детей) -Сказки появились давно. Люди, народ, сочиняли и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, веселая. В сказках есть всегда начало и конец. Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины? - Ребята, какими словами начинается сказка? (Жили были, жил был, «В некотором царстве…», давным-давно, однажды). -А как обычно сказки заканчиваются? (Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями). - А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать, да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал- молодец). - Назовите, какие сказки вы знаете? ( «Теремок»; «Лисичка со скалочкой»; «Репка»; «Заюшкина избушка»; «Лиса и волк»; «Петушок и бобовое зернышко», Гуси-лебеди» и др.) -Ребята, а чему нас учат сказки? (добру, храбрости, взаимопомощи, дружбе) -Как же нам найти эту дорогу, где она находится, мы не знаем. Как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей) Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это- волшебный клубок. Ребята, а у нас с вами есть такой клубочек, это наш клубок ДРУЖБЫ (достаем клубок) Он укажет нам путь в страну сказок. Готовы? (дети вместе с воспитателем произносят слова) «Нам клубочек, помоги, по дорогам сказок проведи!» (клубочек покатился) Муз. сопровождение, №2 ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА (Ходьба по ребристой дорожке, под музыку) Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (сказочный лес). Клубочек приводит к дереву, на котором письмо от Бабы Яги) «Ну, молодцы, дети! Дорогу все-таки нашли. И страничку одну. Что такое сказка- знаете. -А вот и страничка из вашей книги! Которая она по счету? (1). Какого она цвета? (фиолетового) Задание 2. Магнитная доска. Иллюстрация «Теремок». Разноцветные геометрические фигуры. Присаживайтесь дети на пенечки (стульчики), нужно выполнить одно задание. -Как называется сказка, в которой звери дружно жили все в одном домике? (Теремок) Сколько зверей вместил вначале теремок. Вспомним, кто был первым. Мышка. У нас много разных кружков. Какой по цвету и величине кружок будет мышкой? Почему? (маленький, серый) - Какое у мышки прозвище? Мышка-поскребушка. Лапками скребет мышка, вот ее и прозвали (воспитатель предлагает детям вспомнить имитационные движения) Второй была…лягушка-попрыгушка. Почему ее так назвали? (прыгает, скачет.) -Какой кружок будет лягушкой? Почему этот? (Аналогично дети под руководством воспитателя располагают в последовательности все персонажи сказки (выстраивают модель), обговаривая их прозвища, соотнося предмет-заместитель с признаками животного). -Зайчик-побегайчик, (трусливый, серый, длинноухий). -Лисичка-сестричка, (рыжая, хитрая). -Волчок-серый бочок, (зубастый, злой). - Медведь-косолапый (неуклюжий). -Что произошло с Теремком? (Медведь влез на него и сломал его). А что дальше было? (они построили новый терем, и стали жить дружно) -Много зверей собралось в Теремке, как они жили? (ответы детей) -Они не ссорились, жили мирно, дружно, как в народе говорят: в тесноте, да не в обиде, значит хоть и тесно, зато дружно. Вот и еще одна страница нашлась. Которая онапо счету? Вторая. Какого она цвета? (синего, крепится на мольберт) Воспитатель: Наш клубок покатился дальше.. и мы отправляемся в путь… Муз. сопровождение, №3 «Колобок» (Камаринская) Задание 2.Настольная ширма-дом. Стоит миска с тестом, на столе. -Из какой сказки этотпредмет? -Как она называется? (ответы детей) -Что произошло в этой сказке? -Давайте опишем колобка, каким он был? (хвастливым) -А лиса? (хитрая) -Ребята, кто скажет, какой конец у сказки? (ответы детей) -Вам он нравится? (ответы детей) -Вы бы хотели придумать эту же сказку, но со счастливым концом? -Давайте попробуем ее изменить. Согласны? (Варианты ответов детей). -Пока клубочек наш отдыхает, я приглашаю вас сыграть сказку, со счастливым концом (дети надевают маски): Воспитатель: Жили-были дед и баба, Стало скучно им вдвоём. И сказал старик: Дед: «Давай-ка, Колобок мы испечём». По коробу поскребём, По сусекам пометём, На муке и на сметане Колобок мы испечём. (Баба изображает, что месит тесто и лепит колобок, относит в домик. Из домика выбегает «Колобок» (ребёнок)). Воспитатель: Вышел Колобок на славу, И румян его бочок. Дед доволен, баба рада Баба: Здравствуй, здравствуй, Колобок! День рожденья у тебя, Пусть придут твои друзья. В лес беги ты поскорей, Пригласи ты к нам гостей! Воспитатель: Посидел он на окошке, Колобок остыл немножко. В лес торопится скорей Пригласить к себе друзей. (Дед и Баба садятся на лавочку. Колобок бежит по тропинке, выложенной из цветов). Колобок: Я, Колобочек-Колобок У меня румяный бок. Я по лесу пойду, Всех друзей я позову На свой день рождения – Приму я поздравления! Зайчик: Я весёлый мальчик-зайчик, Я зайчишка-попрыгайчик. Посмотрите – Колобок! У него румяный бок. Я с утра не ел совсем, Колобок, тебя я съем! Колобок: Ты не ешь меня, дружок, Не кусай меня за бок. Приглашаю я тебя – День рожденья у меня! (Показывает рукой в сторону домика. Зайчик направляется к домику) Волк: А я – серый волк, Зубами щёлк! Ты постой-ка, Колобок, Укушу тебя за бок! Колобок: Ты не ешь меня, дружок, Не кусай меня за бок. Приглашаю я тебя – День рожденья у меня! (Показывает рукой в сторону домика. Волк направляется к домику, а Колобок бежит дальше по тропинке. Навстречу ему Медведь) Медведь: Я Михал Потапович! Эх, постой, постой, постой-ка, Колобок. Укушу тебя за твой румяный бок! Колобок: Ты не ешь меня, дружок, Не кусай меня за бок. Приглашаю я тебя – День рожденья у меня! (Показывает рукой в сторону домика. Медведь направляется к домику, а Колобок бежит дальше по тропинке. Навстречу ему Лиса) Лиса: А я Лисонька-Лиса, Всему лесу я краса, Я на гусельках играю, Всех зверюшек забавляю! Это кто ж такой приятный, Очень вкусный, ароматный? Здравствуй, здравствуй, Колобок, Укушу тебя за бок! Колобок играет на трещотке, поёт на мотив русской народной песни «Пойду ль, выйду ль я». Колобок: Ты не ешь меня, Лисица, А позволь мне подружиться. Приглашаю я тебя – День рожденья у меня! Все вместе: С днем рожденья поздравляем, Счастья, радости желаем. Ты расти наш, Колобок, Колобок-румяный бок! Муз. сопровождение «№4 «Ах вы, сени, мои сени…» Все кланяются Воспитатель: Молодцы! -И вот еще одна страница нашлась. Которая она по счету? (3), какого цвета? Голубого. Воспитатель: Наш клубочек готов катиться дальше! Задание 3.Стоит стол, три медведя, посуда, и лист с загадками. Ребята, читаю, что здесь написано, слушаем внимательно. «Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?» (три медведя) -И здесь успела побывать Баба Яга, и все здесь перепутала. - Давайте внимательно посмотрим все ли здесь правильно расставлено? (тарелки, ложки, кружки перепутаны местами, нужно все исправить) Дети: Кому какую посуду? Михайло Потапычу- большую, потому что он большой, Настасье Петровне среднюю, чуть поменьше, а Мишутке самую маленькую, потому, что он еще маленький. Под столом лист. -Ребята, вот еще одна страница нашлась, которая по счету (4), какого цвета? — зеленого. Воспитатель: Посмотрите, клубок покатился дальше, значитхорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше. (муз. сопровождение№5 ЛЯГУШКИ) -Ой, ребята, мы забрели в болото. (муз. сопровождение№6 БОЛОТО) Нам нужно перебраться, но как мы можем это сделать? (ответы детей) Воспитатель: предлагаю перебраться по дощечкам (по 1 «дощечке» на каждого ребенка). Выбраться можно только по «дощечкам». (Ответы детей)). Какие молодцы, пришли на помощь друг другу, выручили своих друзей. -Вот еще одна страница. Которая она по счету? (5) Цвет-желтый. Клубок прикатился к театральной ширме. Задание 4: Воспитатель: Ребята, а кто скажет, где еще мы можем видеть чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? (Театр). Хотели бы побывать в театре? Кто помнит правила поведения в театре, назовите (громко не разговаривать, не бегать, не мешать рядом сидящему). Приходя в театр, мы рассаживаемся кто-где желает, или согласно купленным, с указанными местами билетам? Всем раздаются билеты с номерами, согласно нумерации дети рассаживаются на стулья. Ширма театральная (муз. сопровождение, №1, вступление «В гостях у сказки») Сказочница: Наша сказка про зайчишку - Всем известного трусишку И про хитрую лисицу (про избушки в их лесу). Куклы лисы и зайца: Мы построим две избушки В гости к нам придут зверюшки Сказочница: Дружно взялись все за дело И работа закипела. Заяц строит из лубочка, А лисица- изо льда Не изба, а красота. Вот у леса на опушке появились две избушки. Пляшет заинька с лисой Каждый хвастает избой У них скоро новоселье, всем зверям на удивленье! Скоро солнышко пригреет - Скоро все зазеленеет И весна придет сама, долгожданная. Белый снег стряхнули ели Птицы весело запели. И весны веселой думы Всполошили лес угрюмый Вот раздался крик грачей И звенит, поет ручей Старый лес проснись от сна! К нам пришла весна – красна! Жарко солнышко печет, Растопило твердый лед Весь растаял дом лисы От него бегут ручьи И лиса, краса моя, вмиг осталась без жилья. Лиса: -Побегу к зайчонку я Может, пустит он меня! Заинька, пусти к себе! Хватит места мне в избе, Заинька, к себе пусти, Я погреюсь у печи! Заяц: Что – ж лиса, иди ко мне Хватит места нам в избе Очень, не переживай Ты ко мне переезжай. Сказочница: Но не повезло косому, Выгнала лиса из дому Не желает вместе жить Хлеба корочку делить. Лиса: Теперь я здесь буду жить Буду жить и не тужить Заяц: Да ведь это домик мой! Лиса: Не пущу тебя, косой! (заяц плачет, и грустит) Сказочница: Строил, строил заяц славный, крепкий дом Да лисица злая поселилась в нем. Кто не побоится заиньке помочь? Хитрую лисицу кто прогонит прочь? Выход из-за ширмы -Кто нам скажет, как называется эта сказка? * (Ответы детей) - А какая в этой сказке лиса? (злая, хитрая, коварная). - Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У зайчика была лубяная избушка. - А, что значит лубяная? (деревянная) - А у лисы какая избушка? Дети: Ледяная. - А, что случилось с зайчиком в этой сказке? Дети: лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала. - А кто помогал зайке в его беде? - собаки, волк, старый медведь - Как лиса зверей пугала? Дети: -Как выскочу, Как выпрыгну- Пойдут клочки По заулочкам! - Кто лисы не испугался, и помог зайчишке прогнать ее? Дети: Петушок. - А какие слова он говорил? Дети: — Ку-ку-реку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! Опишите петушка, какой он (храбрый, смелый, настоящий друг) Воспитатель выносит из- за ширмы еще одну страницу. -Дружбой надо дорожить И друзей не подводить Вы всегда в беде, друг друга выручайте И во всем, во всем друг другу, помогайте! - Вот еще одна страница нашлась. Она которая по счету? (6). Какого цвета? Оранжевого. Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На это раз нам поможет сам могучий ветер. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (дыхательная гимнастика «Ветерок») Воспитатель: пока мы с вами играли, могучий ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета (красного), Которая по счету? (7). Что нам напоминают эти цвета? (цвета радуги) -Молодцы, теперь эти страницы предлагаю положить в волшебный сундучок и произнести слова «снуп, снап, снуре! Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти слова произнести вместе. Воспитатель: -давайте заглянем в наш волшебный сундучок. Сундучок наш не простой И, конечно не пустой Там подарки для ребят Книжки новые лежат. Вот клубок наш покатился и из виду нашего скрылся. Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться нам в детский сад. А сейчас, становитесь под сказочный зонт: (Муз. сопровождение№7. Возвращение) «Будем чудо в гости звать, Раз, два, три, четыре, пять. Мир волшебный закрывай В детский сад нас возвращай!» Воспитатель: Ну вот, мы и в детском саду! Рефлексия Ребята, где мы с вами сегодня путешествовали? С какими трудностями столкнулись? Чему нас учат сказки? (добру, храбрости, взаимопомощи, дружбе) Где живут сказки, где мы можем их услышать (в книгах) Где можем их увидеть? (В театре) Как нужно обращаться с книгами, чтобы они оставались такими же красивыми и аккуратными? (Ответы детей). (Беречь, не рвать, не бросать, аккуратно пользоваться, не рисовать в них). Кто знает правила поведения в театре, назовите. Все большие молодцы!
|