Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Говорящая среда» — инструмент обучения, воспитания и развития
Развитие речи у детей
Автор: Шеховцова Татьяна Викторовна   
08.06.2025 05:42

«Говорящая среда» — инструмент обучения, воспитания и развития«Говорящая среда» — инструмент обучения, воспитания и развития

Шеховцова Т.В.

Что такое "Говорящая среда"?

В современном образовательном пространстве наблюдается всё больший интерес к формированию «говорящей» среды, которая становится важным показателем детской инициативы и самостоятельности. Что же представляет собой «говорящая» среда?

«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Ребята сами пишут, планируют, анализируют. Нет ничего лучше самостоятельно созданных детьми планов и календарей, детских мини-опросников, азбуки дня или недели, детского расписания и мини-афиши.

 

«Говорящая» среда – это термин, по мнению Ю. В Илюхиной, у которого нет единого определения так же, как и нет у него единого автора. Ю. В. Илюхина предлагает понимать под термином «говорящая» среда «такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребёнком напрямую, практически без участия взрослого»

Такое понимание предметно-пространственной среды, которая создается в группе взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает идеи.

ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ. (варианты оформления)

Шкафчики и их оформление

Все шкафчики, включая и шкафчики воспитателей, и это важно! Что и у воспитателей тоже. Фото, день рождения, любимый мультфильм и то, что нравится (или вдохновляет). Это так чудесно! МОЕ! Я!

В раздевалке может висеть сетка занятий, сделанная руками детей. Утром с удовольствием подходят и смотрят, что сегодня их ждёт.

Так же можно организовать детское меню. Это очень интересно и для детей и их родителей.

Нешаблонно (например)

Нарядить ёлку в группе не стандартно, нарядить игрушками, которые сделали дети или рисунками новогодними и вообще, как хотят дети.

Выставки детских работ

Конечно, для детских работ должно быть место в группе. Можно использовать различные варианты оформления: магнитная лента, ткань в виде сетки, натянутые ленты, на прищепках и т.д.

В каком центре я буду?

Дети могут отметить свой интерес на данный момент: куда хочу пойти? Что делать буду? И поменять, когда это будет необходимо.

Книговорот ( «Читающая семья»)

Можно принести свою книгу из дома и взять любую, все книги отмечены специальным значком. И, конечно, дети отмечают, кто взял, кто принёс. Любовь к чтению.

Загадка дня

Воспитатель готовит вопрос, дети выбирают вариант из предложенных и отвечают.

Каждый раз с нетерпением ждут, какой будет следующая загадка.

Вовлечение родителей

Как «говорящая» среда взаимодействует с родителями? Основой коммуникации служат доски, стенды в раздевалке и холлах сада.

Один из вариантов вовлечения родителей через раздевалку в жизнь группы. Но главное, потом работать с такими опросами, и подумать, что можно сделать вместе с детьми с этими результатами. Родителям обязательно надо помогать, можно им предложить варианты вопросов для детей. Например, «Как ты провёл день? чем ты сегодня занимался, с кем играл? И т.д.

Как же организовать? Какая она должна быть, «говорящая среда», каждый решает сам.

Трансформируемость: выдвижные столы (их можно применять не только

в учебном процессе, но и для ролевых игр, достаточно просто накрыть их тканью, и они превратятся в дом или укрытие и т. д.) и подъёмные столы (эти столы очень удобны для настольных игр и использования маркеров для оформления игрового пространства)

Доступность: теперь игры, необходимые детям, расположены на открытых полках и доступны для выбора. Важно, чтобы столы находились рядом с полками, где ребёнок может взять игру или карточку с заданиями и, расположившись за столом, играть, занимаясь самостоятельной деятельностью, не отвлекая при этом других.

Полифункциональность: можно использовать не только ширмы, модули, маркеры игрового пространства и подиумы, но и разнообразные неструктурированные материалы.

Насыщенность: среда должна быть адаптирована под возраст детей и программу, желательно разнообразие материалов и оборудования в группе.

Вариативность: регулярная замена игрового материала и появление новых объектов, которые будут стимулировать игровые, двигательные, исследовательские и познавательные активности детей.

Безопасность: все шкафы обязательно должны быть зафиксированы, мебель не иметь острых углов.

Описанная технология помогает понимать интересы и предпочтения детей в выборе видов и содержания деятельности. Это способствует более эффективному планированию взаимодействия с учетом индивидуального подхода. Правильно структурированная «говорящая» среда предоставляет детям шанс стать полноправными хозяевами своего пространства, проявлять самостоятельность и инициативу. Это позволяет им осознать свою значимость и почувствовать, что их вклад важен для общего дела.

Список литературы:

  1. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада: Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно-методическое пособие. – Краснодар: Экоинвест, 2022. – 250 с.
  2. Маркушева А. В; Кияницына А В; Чебыкина О. А. «Говорящая среда» как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у дошкольников. Методические рекомендации. –Анапа. – 2021.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 21 (383) выйдет
14 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год