«Говорящая среда» — инструмент обучения, воспитания и развития |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шеховцова Татьяна Викторовна | |||
08.06.2025 05:42 | |||
Шеховцова Т.В. Что такое "Говорящая среда"? В современном образовательном пространстве наблюдается всё больший интерес к формированию «говорящей» среды, которая становится важным показателем детской инициативы и самостоятельности. Что же представляет собой «говорящая» среда? «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Ребята сами пишут, планируют, анализируют. Нет ничего лучше самостоятельно созданных детьми планов и календарей, детских мини-опросников, азбуки дня или недели, детского расписания и мини-афиши.
«Говорящая» среда – это термин, по мнению Ю. В Илюхиной, у которого нет единого определения так же, как и нет у него единого автора. Ю. В. Илюхина предлагает понимать под термином «говорящая» среда «такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребёнком напрямую, практически без участия взрослого» Такое понимание предметно-пространственной среды, которая создается в группе взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает идеи. ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ. (варианты оформления) Шкафчики и их оформление Все шкафчики, включая и шкафчики воспитателей, и это важно! Что и у воспитателей тоже. Фото, день рождения, любимый мультфильм и то, что нравится (или вдохновляет). Это так чудесно! МОЕ! Я! В раздевалке может висеть сетка занятий, сделанная руками детей. Утром с удовольствием подходят и смотрят, что сегодня их ждёт. Так же можно организовать детское меню. Это очень интересно и для детей и их родителей. Нешаблонно (например) Нарядить ёлку в группе не стандартно, нарядить игрушками, которые сделали дети или рисунками новогодними и вообще, как хотят дети. Выставки детских работ Конечно, для детских работ должно быть место в группе. Можно использовать различные варианты оформления: магнитная лента, ткань в виде сетки, натянутые ленты, на прищепках и т.д. В каком центре я буду? Дети могут отметить свой интерес на данный момент: куда хочу пойти? Что делать буду? И поменять, когда это будет необходимо. Книговорот ( «Читающая семья») Можно принести свою книгу из дома и взять любую, все книги отмечены специальным значком. И, конечно, дети отмечают, кто взял, кто принёс. Любовь к чтению. Загадка дня Воспитатель готовит вопрос, дети выбирают вариант из предложенных и отвечают. Каждый раз с нетерпением ждут, какой будет следующая загадка. Вовлечение родителей Как «говорящая» среда взаимодействует с родителями? Основой коммуникации служат доски, стенды в раздевалке и холлах сада. Один из вариантов вовлечения родителей через раздевалку в жизнь группы. Но главное, потом работать с такими опросами, и подумать, что можно сделать вместе с детьми с этими результатами. Родителям обязательно надо помогать, можно им предложить варианты вопросов для детей. Например, «Как ты провёл день? чем ты сегодня занимался, с кем играл? И т.д. Как же организовать? Какая она должна быть, «говорящая среда», каждый решает сам. Трансформируемость: выдвижные столы (их можно применять не только в учебном процессе, но и для ролевых игр, достаточно просто накрыть их тканью, и они превратятся в дом или укрытие и т. д.) и подъёмные столы (эти столы очень удобны для настольных игр и использования маркеров для оформления игрового пространства) Доступность: теперь игры, необходимые детям, расположены на открытых полках и доступны для выбора. Важно, чтобы столы находились рядом с полками, где ребёнок может взять игру или карточку с заданиями и, расположившись за столом, играть, занимаясь самостоятельной деятельностью, не отвлекая при этом других. Полифункциональность: можно использовать не только ширмы, модули, маркеры игрового пространства и подиумы, но и разнообразные неструктурированные материалы. Насыщенность: среда должна быть адаптирована под возраст детей и программу, желательно разнообразие материалов и оборудования в группе. Вариативность: регулярная замена игрового материала и появление новых объектов, которые будут стимулировать игровые, двигательные, исследовательские и познавательные активности детей. Безопасность: все шкафы обязательно должны быть зафиксированы, мебель не иметь острых углов. Описанная технология помогает понимать интересы и предпочтения детей в выборе видов и содержания деятельности. Это способствует более эффективному планированию взаимодействия с учетом индивидуального подхода. Правильно структурированная «говорящая» среда предоставляет детям шанс стать полноправными хозяевами своего пространства, проявлять самостоятельность и инициативу. Это позволяет им осознать свою значимость и почувствовать, что их вклад важен для общего дела. Список литературы:
|