Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деловая игра для родителей «Развитие психических процессов и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в игре»
Развивающие занятия
Автор: Болдырева Наталия Николаевна Любчанская Яна Анатольевна   
06.03.2024 11:28

Деловая игра для родителей «Развитие психических процессов и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в игре»Деловая игра для родителей «Развитие психических процессов и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в игре»

Подготовили:

  • учитель-логопед Болдырева Н.Н.
  • педагог-психолог Любчанская Я.А.

Цель: познакомить родителей с играми по развитию познавательных процессов и лексико-грамматического строя речи.

Задачи: познакомить с содержанием игр и упражнений; укрепить сотрудничество родителей, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Педагог-психолог: Любчанская Я.А.

Сегодня я хотела бы представить вам подборку игр с детьми в домашних условиях, которые направлены на развитие познавательных процессов. Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 

Итак, скажите пожалуйста какими играми дома вы занимаете детей, которые направлены на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. (ответы родителей)

Игры на развитие внимания:

«Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты», «Зачеркни» (Показываем и раздаем примеры игр)

«Кто самый внимательный?»

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1—2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, которыве играют в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

«Что изменилось?»

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т. п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

Игры на развитие памяти:

Развитие зрительной памяти, это игры по типу «Посмотри и запомни»

«Я положил в мешок» (проиграть с родителями)

Один участник говорит фразу «Я положил в мешок: яблоки», другой продолжает: «Я положил в мешок яблоки, ананасы», третий – «Я положил в мешок, яблоки, ананасы, апельсины…» и т. д.

Задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (овощи, школьные принадлежности и т. д.)

«Что новенького»

Наблюдайте за изменениями в окружающем мире по дороге домой. Рядом есть новостройка? Спросите у малыша, что изменилось за неделю (добавились новые этажи, приехал большой кран и так далее). Около дома обустраивают парк? Уточните у ребёнка, что было на месте клумбы два дня назад и так далее.

Игры на развитие мышления:

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

Игра «4 лишний» Психолог предлагат родителям по 4 картинки, надо выбрать одну, которая не подходит к остальным, обосновав свой ответ. И вариант словесного задания для всей группы

  1. корова, собака, волк, овца.
  2. помидор, лук, слива, огурец.
  3. автомобиль, поезд, диван, лодка.
  4. тарелка, стакан, стол, кастрюля.

(родителям предлагаются картинки для работы дома)

«Ассоциации»

Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – сок, стакан. прозрачный.

Проигрываем всей группой. Психолог называет слова, участники придумывают ассоциации: стекло, вода, летчик, шлем, небо, поезд, детский сад, ребенок, работа, огурец, семья.

Учитель-логопед: Болдырева Н.Н.

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Если ребенок не может изменить слово, образовать новое или подобрать однокоренное, то он не сможет проверить правильность написания безударных гласных или парных согласных. Эти процессы необходимо развивать. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

В эти игры мы играем на основе любого лексического материала ( «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Игрушки» и т.д.). При организации игры используем мяч. Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа): стол-столы, стул-стулья, машина-машины, лев-львы и т.д.)

Игра «Отгадайпредметпоназваниюегочастей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол,ветки,сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба,каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд,этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

«Чье чьи, чья,» (образование притяжательных прилагательных): туфли мамы (чьи?) мамины; ухо волка (чье?) – волчье; лапа медведя (чья?) – медвежья, …)

«Много чего» (образование существительных множественного числа родительного падежа): мяч-много мячей, карандаш-много карандашей, стол-столов, цветы-цветов и т.д.

Игра «Из чего какое?»: Сок из клубники (какой?) – клубничный, а из груш? Дом из кирпича –кирпичный, одеяло из шерсти? стакан из стекла? и т.д.

«Назови ласково» (образование сущ. с помощью уменьш. -ласк. суффиксов): дом-домик, яблоко-яблочко, стул-стульчик, изба-избушка, крыльцо-крылечко и т.д.)

«Посчитай!» (согласование существительных и числительных): 1 карандаш- 2 карандаша- 6 карандашей; 1 тарелка- 3 тарелки -8 тарелок…)

«Какой бывает?» (подбор признаков-определений к предмету): лимон (какой?) – кислый, овальный, желтый, сочный; щенок (какой?) – веселый, игривый, маленький, ласковый;..)

«Назови одним словом» (обобщающие понятия»): слива, груша, яблоко– это фрукты; волк, заяц, лиса, медведь – дикие животные; стол, кровать, стул– мебель и т.д.)

Игра «Цепочкаслов»: называтьпоочередислова, начинающиесянапоследний звук предыдущего слова. Пример: банан –– носок –кит…

В конце деловой игры родители обмениваются мнениями, задают вопросы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год